Четверг, 25.05.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [52]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 243
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Культура. Общество. Личность

    Точка зрения Б. Ахмедиев. Мировые языки в истории народов
    № 10, 2011

    Сейчас в печати, на телевидении часто обсуждают языковую
    проблему. Эта животрепещущая тема так или иначе касается всех,
    независимо от национальной принадлежности, религиозной ори-
    ентации и многих других аспектов. Любой человек, человеческое
    общество не смогут прожить и дня, если лишить их языка. Об этом
    же гласит библейская притча о «Вавилонском столпотворении».
    Ведь с помощью языка мы не только говорим, но и думаем, пережи-
    ваем. Слова выражают наши самые разнообразные мысли, чув-
    ства, желания и т. д. Не секрет, что на территории бывшего Советс-
    кого Союза русский язык и сейчас остаётся одним из главных. Если
    подходить к этому вопросу серьёзно и без предвзятости, то можно
    ясно увидеть одно главное свойство языка. Это его коммуникатив-
    ная и информационная функции.
    Язык сам по себе не несёт в себе заряда шовинизма или наци-
    онализма. В Казахстане эта проблема имеет свои плюсы и мину-
    сы. Значительная часть населения Казахстана считает русский
    язык своим родным, значит, говорит и думает только на нём. Мно-
    гие люди нерусской национальности тоже говорят и думают на рус-
    ском. Почему сложилась такая ситуация? Почему позиции казахс-
    кого языка на своей исторической родине оказались слабыми? Что-
    бы понять причины такого положения, нужно обратиться к исто-
    рическим фактам. Как известно, в далёком прошлом современную
    территорию Казахстана населяли саки и массагеты, которые при-
    надлежали к иранской языковой группе. Прямыми наследниками
    этих народов на территории бывшего Советского Союза являются
    таджики и осетины (аланы). А где же тогда звучала тюркская речь?
    К тюркоязычным гражданам (если так можно выразиться) в те да-
    лёкие времена относились хунны, жившие на равнинах Монголии
    и Внутренней Монголии (КНР). Но почему тюркский язык потом
    распространился на таком огромном пространстве? Да потому, что
    носителями его были пассионарные народы, которые огнём и ме-
    чом, упорно, год за годом, век за веком, на острие своих копий рас-
    пространяли свой язык от Алтайских до Карпатских гор и черномор-
    ских степей. На смену хуннам пришли древние тюрки, которые со-
    здали Великий каганат и контролировали полмира. Естественно,
    при таких благоприятных условиях тюркский язык стал процветать,
    быстро распространяться. Безусловно, золотым веком, как ни стран-
    но, для тюркских языков стал монгольский период ХШ-ХV веков.
    Ведь именно в эту пору он достиг наивысшего подъёма и расцвета,
    так как являлся языком международного общения, государствен-
    ного делопроизводства и был главным языком на просторах Евра-
    зийских степей. Но время – неумолимый процесс. И после величай-
    шей битвы средневековья, когда хан Золотой Орды Тохтамыш по-
    терпел поражение от Тамерлана в приволжских степях, звезда уда-
    чи отвернулась от тюркских народов Евразии.
    В это время на историческую арену выходит новый крупный иг-
    рок – княжество Московское. Одним из главных столпов его госу-
    дарственности являлась религия. Русская Православная Церковь,
    как известно, считает себя преемницей Византии, т. е. Третьим Ри-
    мом. Православие пришло на Русь из Болгарии, которая в тот пери-
    од входила в состав Восточной Римской империи, т. е. Византии.
    Вместе с религией на Русь пришли греческая письменность и куль-
    тура. Таким образом, на рубеже первого и второго тысячелетий язы-
    ческая Русь вошла в сферу европейской культуры. После несколь-
    ких веков трудной борьбы и драматических коллизий Русь из второ-
    степенной, периферийной страны превратилась в огромную могу-
    чую империю. В её состав вошли сотни различных народов и пле-
    мён, с различными обычаями и верованиями, с различным уров-
    нем развития. Но все эти народы объединяла одна империя, кото-
    рая всюду насаждала свои порядки. И эти народы волей-неволей
    начали знакомство с языком, культурой и наукой новых пришель-
    цев. «Варясь» в этом огромном «котле», эти народы (хотя многие ока-
    зывали отчаянное сопротивление) постепенно становились носи-
    телями новой субкультуры, хотя никогда не считали себя русскими.
    Ясное дело, что в состав Российской империи многие народы вошли
    не по своей воле. Хотя и были подписаны многие дипломатические
    документы, они во многом не отражали настроений основных на-
    родных масс. Но часто в реальной жизни политическая ситуация
    диктует совсем другие условия, чем хотелось бы большинству насе-
    ления. Постепенно царская Россия, а затем, в ещё большей степени
    руководство Советского государства проводили целенаправленную
    политику русификации национальных окраин. Результаты такой по-
    литики не заставили себя долго ждать. Русский язык стал неотъем-
    лемой частью жизни многих народов бывших национальных рес-
    публик Советского Союза. Он прочно вошёл в быт, культуру, мента-
    литет и другие сферы жизни людей. Русский язык стал не только
    языком межнационального общения, но и своеобразным ключом,
    средством, с помощью которого многие народы могли приобщиться
    к достижениям общечеловеческой культуры, науки, искусства и
    т. д. И дальнейшее развитие республик бывшего СССР не может иг-
    норировать тот факт, что в их жизнь, культуру, науку, менталитет
    вплетены, как узоры в орнамент, элементы русской культуры и язы-
    ка, которые, в свою очередь, впитали в себя всё многообразие обще-
    мировой культуры.
    Есть мнение, что история развивается по спирали. И каждый
    новый виток как бы повторяет предыдущие. И с этим можно согла-
    ситься. Если обратиться к мировой истории, то аналогичные факты
    уже происходили. После походов Александра Великого на террито-
    рии от Балканского полуострова до Индии и от Египта до Средней
    Азии образовался огромный, т. н. эллинистический мир. Этот мир
    объединил совершенно разные народы, совершенно разные куль-
    туры. Но они взаимно обогащали друг друга. Основным связующим
    материалом здесь была эллинская культура и речь. Примерно то же
    происходило в Римской империи. В её состав вошли различные на-
    роды. Они знакомились с римской культурой, с латинским языком.
    А древние римляне в свою очередь многое позаимствовали у древ-
    них греков. Так, для многих народов, вошедших в состав Римской
    империи, знание латинского языка и знакомство с римской культу-
    рой дало новые импульсы для развития своих языков и культур. На
    основе латинского языка сформировались многие европейские язы-
    ки. А многие элементы античной культуры вошли в состав совре-
    менной общечеловеческой культуры и присутствуют во многих язы-
    ках мира.
    Всё в мире имеет своё начало и свой логический конец. Культу-
    ра древних греков, римлян и других древних цивилизаций не про-
    пала. Многое из достижений древних стало достоянием современ-
    ной общечеловеческой цивилизации. И русский язык не является
    исключением. Русский язык и культура образовались не на голом
    месте, не возникли сами по себе в лесу, а были созданы сотнями по-
    колений российских людей на основе уже созданных другими наро-
    дами общечеловеческих культурных ценностей. Язык нужен не толь-
    ко для общения. С помощью его человечество смогло накопить ог-
    ромное количество знаний и умений. Язык является отражением
    объективной и субъективной реальности, которую человек наблю-
    дает вокруг себя и чувствует у себя в душе. Но в силу тех или иных
    обстоятельств у разных народов языки развивались неравномерно.
    Поэтому по своему качественному уровню заметно отличаются друг
    от друга. Но это уже совершенно другая тема и её надо рассматри-
    вать отдельно.

    г. Талдыкорган.
    Категория: Культура. Общество. Личность | Добавил: Людмила (02.12.2011)
    Просмотров: 587 | Теги: Бейбит АХМЕДИЕВ | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Спасибо!

    Спасибо, хорошее стихотворение.

    Где-то читал, что талантов у нас пруд пруди, всех невозможно
    перечислить.
    Заблуждение, однако. 
    Поэт – явление весьма редкое, парадоксальное, противоречивое.
    За дар слова надо дорого платить – жизнью, каторгой,
    судьбой.
    Среди разрухи, убожества, предательства увидеть чистыми
    глазами ребёнка
    первозданную красоту природы, «тронуть трепетные струны
    человеческой души».
    Владимир Гундарев не успел допеть до конца свою песню о
    любви.
    Теперь будем по воспоминаниям современников, как из мозаики,
    складывать его образ.
    Читатель Егор Дитц поделился с нами сокровенным, получилась
    интригующая история.
    По крайней мере, не шаблон. Оказывается, писатели приезжали
    и выступали прямо на
    заводской площадке. Рабочие знали стихи наизусть. Интересное
    время – советское прошлое!
    Почему всё перечёркиваем и не берём самоё лучшее в нынешнюю
    жизнь?
    На всех каналах телека – реклама и еда, будто страшная
    голодуха в стране. Стихи читайте,
    господа, почаще для похудения и профилактики скудоумия.
    Талл.

    Два четверостишия показались мне достойными внимания:

    Любимый, словнобабочка, у сердца вьётся,
    Да в руки взять никак не удаётся,
    Верь, то, что можно подержать в руках,
    Уже обратно сердцем не берётся.
     ...
    Сарказм убогий
    множества мужчин,
    Как он легко под женским взглядом тает!
    Благоразумие легко его сменяет,
    Ведь для сарказма нет уже причин…

    По-моему - хорошо и изящно!


    Людмила, здравствуйте! Кажется, в 1981 году  по путёвке Союза писателей  мы с Владимиром Гундаревым проводили творческие встречи в городе Темиртау. Приходилось выступать перед самой различной аудиторией: студентами ,школьниками, учителями, инженерами, рабочими, милиционерами и сидельцами, новобранцами и ветеренами. Публика была весьма начитанной и неравнодушной. Честно отработав почти две недели кряду, мы позволили себе отметить такое событие, а потом долго гуляли по насквозь продутому ветрами проспекту Металлургов . Размышляли о смысле жизни, о писательских судьбах, о деятельности литературного объединения«Магнит». Володя был внимательным и чутким собеседником. Он угадывал ростки дарования и бережно относился к людям. Мы поражались мужеству тех, кто воздвиг Казахстанскую Магнитку.
    Когда рухнул Союз, и многие беспомощно барахтались  среди хаоса, В.Р.Гундарев сумел совершить невозможное – нащупать точку опоры и создать на пустынном  месте остров надежды – русский журнал «Нива», чтобы каждый пишущий, взобравшись то ли на пьедестал, то ли на эшафот мог сказать своё Слово. И я, после потерь, потрясений, разочарований, ухватившись за соломинку, прибилась к зелёному берегу Поэзии, где царили братство, уважение, взаимопонимание. И сам Мастер, попыхивая трубкой, в прошлой жизни то ли капитан, то ли шкипер, то ли бывалый морской волк, вернувшийся из кругосветки, бесконечно выслушивал произведения абсолютных гениев-самородков и указывал на промахи и даже ошибки в правописании. И они смиренно соглашались с ним, отбросив заносчивость, высокомерие, леность. Но где ещё могли согреть  и приютить озябшие души мытарей-поэтов?
    Невозможно свыкнуться с мыслью, что его уже нет. Чувство сиротства ощутили родные и близкие,читатели и авторы. Где-то там, с заоблачных высот, он взирает на суету сует и великодушно прощает всех нас за несусветные поэтические бредни, словно ему одному известно, для чего людям нужны стихи. Глубинная связь с народом ощущается в творчестве Николая Рубцова, Михаила Анищенко-Шелехметского, Владимира Гундарева. Недаром стихотворение «Деревня моя деревянная» стала любимой песней горожан и сельчан. Светлый, добрый талант несёт радость людям. У меня нет кумиров, я не поклоняюсь идолам, но таким поэтам надо ставить памятники на земле. Хочется верить, что появится книга памяти Владимира Романовича Гундарева. Помните, как в своём первом сборнике /1973 г./ он обратился к соплеменникам:
    Есть начало начал – основа.
    А такое простое слово
    и такое мудрое слово
    лишь присниться может во сне, -
    это чувство живёт во мне.
    Только этим прекрасным словом
    можно было назвать его
    это слово – Любовь!.. Любовь…
    В нём земля вместилось и небо,
    и степного цветка колдовство.
    Если б этого слова не было –
    я бы сам придумал его…
    Спасибо всем, кто причастен к поэтическому конкурсу «Мой родной дом»!
    Любовь Усова.

    Класс! очень понравилось! heart

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz