Пятница, 20.10.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 244
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Культура. Общество. Личность

    Сауле Беккулова. Диагноз: настоящий мужчина
    № 7, 2011

    Винить окружение в недостатке внимания — дело неблагодарное.
    Как и не благородное. Стоит заглянуть в анналы памяти, чтобы убедиться
    в обратном. Так случилось… И со мною тоже.
    В Питере
    Владислав Игнатьевич Стржельчик —
    фигура неординарная, широко известная в ар-
    тистическом мире личность. На сцене он дол-
    гие годы блистал в самом широком диапазоне
    ролей — от остро комедийных (князь в "Хану-
    ме” до трагических — "Цена” и др.). Знамени-
    тый артист не однажды приезжал со своим
    театром — Большим драматическим им.
    М. Горького — на гастроли в Алма-Ату, где и
    случилось наше знакомство. Оно продлилось
    на долгие времена, но вот что врезалось в па-
    мять. Взрослый, серьёзный человек, эрудит в
    разных сферах знаний, он превращался в
    мальчишку при малейшей возможности,
    страшно любя балагурить и проделывать вся-
    кие шутки с друзьями. Хохоча во всё горло, ког-
    да розыгрыш удавался. И жутко не любя никаких проигрышей. Однаж-
    ды, позвонив по приезде, была приглашена в театр и, придя к назна-
    ченному часу, обнаружила оставленный для меня билет у администра-
    тора. Учитывая, что попасть в БДТ в те времена было архисложно, я была
    поражена и растеряна. После спектакля получила выговор за "неявку”
    в антракте, а затем участливый, требовательный вопрос о проблемах.
    Попытки отказа от трогательной заботы и помощи были отметены. При-
    шлось через силу признаться, что — да, недостаёт энной суммы на би-
    лет до Алма-Аты. Он строго спросил: "А иначе что?”. Тотчас ответила:
    "Придётся остаться здесь навсегда!”. Расхохотавшись, мэтр за руку по-
    вёл меня в полумрак фойе при входе, где всё было заперто и пусто, и,
    опасливо оглядываясь по сторонам, стал делать совершенно непонят-
    ные телодвижения. Похлопав себя по нагрудным карманам пиджака,
    помедлил. Затем забрался обеими руками во внутренние. Следом — в
    боковые. Потом — в брюки. Дальше зачем-то наклонился и стал разу-
    ваться. В полном замешательстве я попятилась от дверей к коридору. И
    была остановлена возгласом: "О, куда же ты? Нашёл! Да, и вот ещё!”.
    Мой кумир сцены сиял, расправлял в руках мятые купюры, а затем
    вдруг потерянно произнёс: "Ой, представляешь, здесь только тридцать
    рублей. Это — всё. Больше нет”. И стыдливо протянул их мне. Смешав-
    шись, спросила сдавленно: "А куда высылать? На театр или домой?”.
    Он автоматически ответил: "Сюда, на Фонтанку!”.
    Позже подруга из театра хохотала: "Представляю, какое лицо будет у
    его супруги при виде суммы в 30 рублей. У него самые малые гонорары в
    10 раз больше!”. Но телеграфом в день прилёта сумму я отправила, а сле-
    дом — выговор по телефону. Оказывается, юмор я не оценила, а "единовре-
    менная помощь” была скорой и безвозмездной.
    Долгие годы работая в театре костюмером, подруга моя Лена была
    там любимицей, и Стржельчик называл её дочкой за отчество — она тоже
    Владиславовна, и за нрав — жизнерадостный, лёгкий, заводной. Вот что
    она мне поведала: "В принципе Стриж — у нас все его так зовут — очень
    здоровый человек. Никогда не было срывов спектакля по его вине. Только
    раз во время "Ханумы” он вдруг стал "оседать”. Занавес опустили. Вызва-
    ли "скорую”. Он был без сознания. Потом молоденькая врач, поставив ди-
    агноз — что-то с почками, стала задавать ему вопросы. Он пришёл в себя,
    стал улыбаться, ещё лёжа, и пригласил её на спектакль. Вслед добавил,
    страшно довольный: "Вот видишь, Лена, все меня знают!”. Я прочитала
    рецепт. В графе назначений больному было написано: "гр. Стиржелчик”.

    Знакомство

    Амфитеатр большого зала КазГУ (старого здания) был переполнен.
    На сцену лёгкой походкой вышел ослепительно красивый высокий блон-
    дин, царственно-вальяжный и улыбчивый. Раскинув руки, он крикнул в
    зал: "Дети и женщины — это цветы жизни! Как много здесь цветов и юно-
    сти! Здравствуйте!”. Зал ахнул от удивления и радости. Розами забросали
    всю сцену. А он, элегантный, моложавый, смеющийся, покинул зал, пода-
    рив студенчеству свой шарм и великолепную уверенность в их завтраш-
    нем дне. Следом в аудитории состоялась встреча-беседа, где моими сосе-
    дями по длинному, заставленному алматинскими яблоками и альбомами
    столу оказались Трофимов и Басилашвили, Богатырёв и Шарко, Тенякова
    и Юрский. Некто благообразный и приветливый предлагал мне сравнить
    виды старого Петербурга с их аналогами современными, подробно ком-
    ментируя. А у меня замирало сердце, потому что с детства этот город был
    сокровенной мечтой, и увидеть его, а главное — учиться в нём было преде-
    лом мечтаний, но сказать вслух об этом незнакомцу казалось невозмож-
    ным. Гости-актёры балагурили, о чём-то спрашивали, договаривались о
    дальнейшей программе времяпрепровождения, а я, онемев, не могла дож-
    даться завершения этой встречи. Наконец все зашевелились, стали под-
    ниматься из-за стола, шумно покидая комнату, а мой сосед задержался,
    вытянул пригласительный из-под моих пальцев и что-то стал в нём быст-
    ро писать. Спросил имя, я ответила. Он покинул аудиторию, меня оклика-
    ми звали фотографироваться, но я медлила. Наконец открыла свой билет
    и прочла: "Милая Сауле! Приезжайте к нам в Ленинград. Ваш Олег Баси-
    лашвили”. От обиды чуть не расплакалась. Что за глупые мистификации!
    Голубоглазый, нордического типа блондин-аристократ подписался чужим,
    явно грузинским именем.
    Через год, во время вступительных экзаменов в Питере, я поведала
    эту историю моей Лене и вместе мы смеялись до слёз. Смеялся потом и
    сам Олег, которого все в театре ласково именовали "Басик”. Но прежде, в
    Алма-Ате, случилась каверзная история.

    "Штаны Басика”

    Владислав Игнатьевич строго наказал не опаздывать, чтобы встре-
    тить меня со служебного входа Дворца Республики. Зная, что состоится
    "Ханума”, я не слишком рвалась, поскольку видела уже этот спектакль,
    а на работе в музее в этот период было очень много неотложных дел, из-
    за чего я хронически не досыпала. Естественно, уставала. Но попробо-
    вав сказать об этом Владиславу Игнатьевичу, перед которым страшно
    робела, получила жёсткую отповедь: "Нет, вы только посмотрите на неё!
    Какое нахальство! Люди ночами стоят, в очереди по 300 человек, запи-
    сываются, чтобы попасть к нам, а она!..”. Он даже задохнулся от него-
    дования. И я обречённо поспешила принять приглашение. Вовремя сту-
    пила на крыльцо "чёрного хода”. Лощёный молодой человек в милицей-
    ской форме, пристально оглядев меня: в тёмном брючном костюме, с
    косой на плече, в грустном настроении, заключил, что — можно не пус-
    кать. Никто меня не встречал. Вконец огорчённая, не пытаясь вступать
    в разъяснения, я было повернулась к двери. И вдруг! Своды фойе огла-
    сились воплем: "Детка! Постой! Куда же ты! Вернись!”. Оглянувшись,
    потеряла дар речи. Мне навстречу летел некто полуобнажённый, лы-
    сый, в атласных лазурных шароварах, спадающих с розового брюшка.
    С разбегу обняв меня, развернув к себе, он стремительно увлёк меня в
    глубину коридора. Опешив, я не вдруг поняла, что это — Стржельчик. А
    милиционер остался каменным изваянием с открытом ртом и выка-
    ченными глазами на пороге вестибюля. Влетев в грим-уборную следом
    за "князем”, я, наконец, спросила: "А что это было? И зачем?”. Он тотчас
    спокойно ответил: "А, по-твоему, милиционер — не человек? Ему тоже
    спектакль нужен!”. В коридоре в это время гремел гомерический хохот.
    Оказывается, все молодые актёры были свидетелями этой сцены, учи-
    нённой не столько для меня, сколько для охраны. Спектакль перед спек-
    таклем! Затем Лена — моя подруга-костюмер была наставлена на мой
    счёт: "Проведи её в партер, если откидных не будет — в оркестровку,
    затем накорми в буфете, а в антракте приведёшь сюда, хорошо, дочь
    моя?”. Страшно раздосадованная и смущённая всем происшедшим, я
    торопливо удалилась с Леной, прихватив свой длинный жакет, чтобы
    можно было незаметно исчезнуть. Но когда зажглись огни рампы, Лена
    стояла у моего места. Мы вернулись. Я — всё с тем же своим жакетом
    через руку. Переступая порог грим-уборной, отшатнулась от ликующе-
    го возгласа Стржельчика: "А-а-а! Ну то-то же! Вернулась?”. И, победно
    вращая зрачками, обратился к Лене: "Ты представляешь? Завтра — "За-
    писки Пиквикского клуба”, а Басик обыскался своих белых панталон.
    Лен, ну ты посмотри, ты видишь?”. Вся эта тирада на повышенных то-
    нах вконец ошеломила меня. А моя Елена, вдруг всплеснув руками, зак-
    рыла лицо и стала всхлипывать. Боже, ведь она — костюмер, это же ЧП!
    И тут глаза её встретились с моими. Она заливалась беззвучным сме-
    хом. А её жест на мою руку заставил меня посмотреть туда же. О ужас,
    из-под коричневой вязки выглядывало нечто белое. Сломавшись попо-
    лам и вздрагивая, Лена вытянула на себя нечто странное, с разной дли-
    ны штанинами, и, держась за живот, попыталась водрузить его на ве-
    шалку. А голос Стржельчика рокотал: "Надо же! Штаны Басика на па-
    мять забрала!”.

    Диагноз

    Через день Владислав Игнатьевич принял приглашение и приехал в
    музей искусств на мою лекцию "Музыка, литература, искусство Западной
    Европы. 16-20 века”. Бурно реагируя, он комментировал: "О, а это — вилла
    Боргезе, здесь мы были! А вот здесь, слева — костёл, я помню!”. "Ах, баль-
    зам — на душу, спасибо! Приедешь в Питер, ещё поговорим, поспорим, и о
    музыке особо”. Тяжёлый стационарный магнитофон привезли мне двое
    молодых людей. А сейчас, молодцевато подхватив его, наш мэтр донёс его
    до такси, потом — до ступенек Дома кино, чтобы затем увезти меня в те-
    атр. Вот после рассказа об этом эпизоде Лена и поведала мне историю с
    почками и врачом. Но наш общий "диагноз” был един и не изменился с
    годами: Владислав Игнатьевич — настоящий мужчина, джентльмен и
    дворянин!
    г. Алматы.

    Список иллюстраций:
    В. И. Стржельчик, народный артист СССР. В роли князя в спектакле
    "Ханума”. БДТ. С-П.
    Олег Басилашвили, народный артист СССР. В спектакле "Записки
    Пиквикского клуба”. БДТ. С-П.
    Олег Басилашвили. В спектакле "Белая лошадь”. БДТ. С-П.
    Категория: Культура. Общество. Личность | Добавил: Людмила (11.09.2011)
    Просмотров: 806 | Комментарии: 1 | Теги: Сауле БЕККУЛОВА | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Спасибо, Сауле. Было очень интересно почитать Ваши воспоминания. Я тоже прекрасно помню встречу с артистами БДТ в КазГУ, одну из тех, которые устраивал наш незабвенный Мекишев в "Обществе семи муз". Тогда я спросила Юрского о Володине, он предложил подойти к нему в перерыве, но я постеснялась. Думаю. что многолетняя дружба с таким замечательным актером как Стржельчик значительно обогатила Вашу жизнь, а то, что мы его помним до сих пор, говорит о том, что он был действительно незаурядным актером и личностью. smile

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz