Пятница, 21.07.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 244
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » К 65-летию Великой Победы

    С. Жагипаров. Крылатый сын аула Курголь
    № 9, 2009 г.

    Сапаргали ЖАГИПАРОВ
    — кадровый военный,
    полковник запаса.
    Окончил факультет
    военной журналисти-
    ки Львовского высше-
    го военного училища,
    редакторское отделе-
    ние Военно-полити-
    ческой академии име-
    ни В. И. Ленина. Служил на Тихооке-
    анском флоте, в Среднеазиатском во-
    енном округе, в Группе советских войск
    в Германии.
    В течение ряда лет был главным
    редактором газеты "Казахстан сарба-
    зы” — "Воин Казахстана”, семь лет воз-
    главлял пресс-службу Министерства
    обороны РК, одновре-
    менно являлся пресс-
    секретарём министра
    обороны.
    В своё время ре-
    гулярно публиковался
    в газетах "Правда”,
    "Комсомольская прав-
    да”, "Красная звезда”,
    "Лениншил жас”, в
    журналах "Советский
    воин”, "Знаменосец”, "Мадениет жане
    турмыс”, "Простор”.
    И сегодня С. Жагипаров высту-
    пает в различных периодических из-
    даниях, в том числе в газетах "Егемен
    Казахстан” и "Казахстанская правда”.
    Автор книги "Звёзды не гаснут”.
    Постоянный автор "Нивы”.

    На завершающем этапе Великой Отечественной войны громадное ду-
    ховное значение для наших народов имела битва за Берлин. Те майские
    дни 1945 года особенно запомнились прославленному лётчику, полковни-
    ку в отставке Байзулле Акижанову.
    Бой не затихал. Байзулла размышлял над словами командира пол-
    ка, Героя Советского Союза гвардии полковника Петра Федотова, сказан-
    ные перед вылетом: "Война войной, но берегите как свой экипаж, так и
    боевых товарищей, время отсчитывает последние дни, часы, вот-вот ко-
    нец кошмарам фашизма, а вам и после победы хватит дел…”. То же самое
    сказал его заместитель, Герой Советского Союза гвардии капитан Нико-
    лай Кочмарёв, лишь добавив: "Запомните, штурм Берлина — это истори-
    ческое событие, многие фронтовики мечтали о победных днях, но герои-
    чески погибли в боях. Пройдут годы, а вы, как очевидцы, встречаясь с мо-
    лодёжью, будете рассказывать о том, как достигли самого сердца злове-
    щего фашистского рейха”.
    Пролетая на штурмовике "Ил-2”, — а эти боевые машины называли
    "летающими танками”, — над зданиями Берлина, командир экипажа гвар-
    дии младший лейтенант Акижанов издали заметил рейхстаг, несмотря
    на то, что над столицей фашистской Германии небо отсвечивало зарева-
    ми пожаров. "Вот оно, то самое логово фашизма, зло, откуда исходила вой-
    на”,— эти слова сами по себе вырвались из уст лётчика.
    Ещё в начале войны, обучаясь в первой Чкаловской военно-авиаци-
    онной школе пилотов имени К. Е. Ворошилова, он мечтал бомбить гитле-
    ровское гнездо. Кстати, выпускником данной школы был Герой Советского
    Союза Нуркен Абдиров, а третью Чкаловскую
    школу пилотов окончил дважды Герой Советско-
    го Союза Талгат Бегельдинов. И Акижанов гор-
    дился земляками, прославленными лётчиками,
    стремился быть похожим на них. Не думал толь-
    ко о том, что бой будет таким жарким, а его штур-
    мовик окажется в самом пекле.
    Группа "мессеров” с крестами на фюзеляжах
    взяла самолёт Акижанова в клещи. Огненные
    трассы мелькали то справа, то слева. Не переста-
    вая, били и зенитки. Одна огненно-зелёная струя
    полоснула так близко, что он невольно отпрянул
    к спинке сиденья и непроизвольно отдал от себя
    ручку управления штурмовиком. Самолёт резко
    "клюнул”, и в ту же секунду гирлянда красных
    шариков прокатилась над головой. Посмотрев
    влево, он вдруг содрогнулся, увидев, как несколь-
    ко трасс "эрликона” брали в кольцо самолёт гвар-
    дии старшего лейтенанта Василия Пономарёва,
    ведущего группы. Невольно подумалось: "Неуже-
    ли собьют командира авиаэскадрильи, опытного лётчика, прошедшего с
    боями от стен Сталинграда до Берлина? Нет, не выйдет, Василий не из
    таких пилотов, кто проигрывал дуэль с противником”.
    Так и вышло, Пономарёв, искусно маневрируя, вывел группу штурмо-
    виков из зоны интенсивного огня. Сосредоточившись, Байзулла принял
    решение оторваться от фашистских стервятников и, снизившись, не толь-
    ко сбросить бомбы на скопление вражеской техники, но и сфотографиро-
    вать цели. Такова была задача командования. Вдруг в наушниках услы-
    шал встревоженный голос своего воздушного стрелка Алексея Жилякова:
    "Командир, снаряд попал в стабилизатор”.
    — Ничего, Алексей, не паникуй, держись! Будем атаковать "мессеров”.
    Акижанов, вводя машину в пикирование, чётко доложил: "Гром”, я —
    "Кацо”, атакую!”.
    Атаковал внезапно, как его учили командиры. В частности, всегда
    помнил наставления командира звена Ивана Сырова, который не раз го-
    ворил: "Кацо, (позывной Байзуллы), будь уверен в себе, не показывай фри-
    цу, что за штурвалом — молодой лётчик. Атакуй его нахально, дерзко, тог-
    да он подумает о тебе — летит "волк”. А при атаке цели пикируй покруче,
    тогда бомбы будут ложиться там, где надо”.
    Вновь раздался голос Алексея: "Командир, снаряд угодил в фюзеляж”.
    — Вижу, — машинально ответилкомандир, хотя этого и не видел.
    Действовал лётчик смело, хладнокровно, без суеты. Плавно вывел
    самолёт из пикирования, включил фотоаппарат для съёмки цели. От-
    бомбившись, вместе с группой советских штурмовиков взял курс на свой
    аэродром.
    Старший группы Василий Пономарёв повёл восьмёрку штурмовиков
    буквально "по крышам” домов столицы Германии. На некоторых из них
    стояли зенитные установки "эрликонов”, крупнокалиберных зенитных
    пулемётов. Когда легли на курс 90 градусов, группа неожиданно выскочи-
    ла на фашистский аэродром. Там к взлёту готовились "Ме-110”.
    Акижанов скомандовал своему стрелку открыть огонь по фашистс-
    ким самолётам. Застрочил пулемёт Жилякова, беспрерывно, как швей-
    ная машинка.
    Едва штурмовик приземлился на своём аэродроме, тут же подбежали
    техники, механики, мотористы со словами радости: "С возвращением! А
    то, что машина получила пробоины, не волнуйтесь, залатаем мигом”. Дей-
    ствительно, члены экипажа Г. Трушковский, В. Вагин, Н. Шипицын быст-
    ро подготовили самолёт к очередному вылету. Акижанов, как и ранее, по-
    благодарил свой экипаж за мастерство, инициативу.
    Подчинённые ценили и уважали своего командира прежде всего за
    его человечность и профессионализм. Байзулла всегда находил для них
    доброе слово, мог и пошутить, дать дельный совет. Ещё проходя учёбу в
    Чкаловской военно-авиационной школе пилотов, он выделялся требова-
    тельностью, принципиальностью, отзывчивостью, подчёркнутой, словно
    врождённой, выправкой, подтянутостью. Они верили, что их командир
    смел и разумен. Знали и то, что он с характером, не терпит фальши, заис-
    кивания перед начальниками, уважает прямоту. Главное, не даёт в обиду
    своих подчинённых, не раз защищал их от несправедливых упрёков. Был
    такой эпизод в жизни Акижанова, когда приказом командира дивизии
    наградили самых лучших лётчиков и механиков ценными подарками —
    часами "Победа”. Так получилось, что мастера своего дела, отличного ме-
    ханика эскадрильи старшего сержанта Илью Ерина обошли. Обиделся
    командир за несправедливость начальников. В тот же день в присутствии
    сержантовБайзулла Акижанов вручил свои часы "Победа” подчинённо-
    му, сказав: "Илья, носи на здоровье эти часы, лётчик и механик — единое
    целое, ты заслужил своим трудолюбием, вспоминай нашу совместную
    службу”. Но Акижанов тогда получил выговор от командира полка за то,
    что пренебрежительно отнёсся к поощрению командира дивизии. К тому
    же, командир полка потребовал забрать часы у подчинённого, но Байзул-
    ла проигнорировал это, высказав свою точку зрения. Соглашаясь с поступ-
    ком молодого офицера, некоторые всё же по-дружески советовали: "Бай-
    зулла, будь впредь дипломатичнее с начальниками, не любят они твою
    открытость и прямоту. Живи, служи, следуя пословице: "Ласковое теляти
    двух маток сосёт”, тогда избежишь всякого рода проблем”.
    Затем, может, впервые за последние недели, он ощутил, что сердце
    отпускают колючие "пружины”. Позже, на одной из встреч ветеранов, быв-
    ший механик Илья Фёдорович, увидев Акижанова, просиял, заулыбался и
    показал те часы, сказав: "Товарищ командир, я их надеваю только по праз-
    дникам. Это самый дорогой подарок и память о Вас. Тогда многие механи-
    ки с завистью говорили, что повезло тебе с командиром, береги его, он —
    самый справедливый, принципиальный, заботливый…”.
    Что и говорить, такая память многого стоит, ещё раз подтверждает
    истинность народной поговорки: "Дорог не подарок, а внимание”.
    … В те дни бои не прекращались. Акижанову приходилось участво-
    вать и в освобождении Праги от фашистских захватчиков.
    Конечно же, до сих пор он помнит тот весенний победный день. Лико-
    ванию не было предела. А пленные гитлеровцы, сгорбившись, оборван-
    ные, обречённые, со злостью смотрели на то, как советские воины со сле-
    зами на глазах поздравляют друг друга, обнимаются, салютуют, произво-
    дя выстрелы из различных видов оружия. Всё небо было расчерчено
    трассами пуль, ракетами. Акижанов, достав
    свой пистолет "ТТ”, нажал на спусковой крю-
    чок. С боевыми товарищами он оставил ав-
    тограф у поверженного рейхстага, написав
    крупными буквами: "Мы, лётчики-штурмо-
    вики 2-й воздушной армии: Василий Поно-
    марёв, Алексей Кривонос, Владимир Моисе-
    ев, Иван Сыров, Михаил Шахматов, Василий
    Лаврентьев, Георгий Холмушин, Байзулла
    Акижанов штурмовали Берлин, 4 мая 1945
    года”.
    Перед глазами у Байзуллы Акижанови-
    ча и по сегодняшний день стоит тот незна-
    комый пожилой солдат, который, увидев у
    рейхстага молодых лётчиков, подошёл к ним
    и, не выдержав, стал обнимать их со слова-
    ми: "Сынки мои, прошу, помяните и выпей-
    те за моего брата Фёдора, погибшего в 1943
    году под Курском. Фёдор-то, брательник мой,
    был лётчиком ещё в финскую кампанию,
    заслужил орден Красного Знамени”. И не-
    вольно по щекам у него потекли слёзы скор-
    би и радости. Байзулла как мог успокаивал
    солдата, но у него самого комок в горле, ды-
    хание перехватило, нахлынули воспомина-
    ния о боевых друзьях, о родном брате Ныгме-
    те, погибших в тяжёлых сражениях с фаши-
    стами. Дрогнуло сердце и за другого брата
    Зейнуллу, ушедшего на фронт в начале вой-
    ны, переживал: "Жив или не жив?”.

    Что же за строкой лётных книжек?

    Байзулла Акижанович действительно
    из тех, о которых принято говорить: человек-
    легенда, лётчик от Бога. За всю пятидесяти-
    летнюю лётную карьеру не допустил ни
    жертв людей, ни поломок авиатехники.
    Судьба его сродни с историей станов-
    ления и развития Военно-Воздушных Сил
    бывшего Советского Союза. На самолётах
    различных типов он не только облетал всю
    Страну Советов, но и проложил международные воздушные трассы из
    Москвы на Варшаву, Берлин, Вену, Женеву … и обратно.
    Как одному из лучших военных пилотов, ему было оказано высокое
    доверие проходить службу в элитном экипаже самолёта Главнокомандую-
    щего Военно-Воздушными Силами, дважды Героя Советского Союза, Глав-
    ного Маршала авиации Александра Новикова. С Новиковым он летал по
    всей стране, где базировались части.
    У фронтовика до сих пор сохранились лётные книжки. На их пожел-
    тевших страницах своего рода биография, летопись лётной жизни — пи-
    лота штурмовой, военно-транспортной, дальней, военно-морской авиа-
    ции. Да, за ними — частица его службы, учёбы на Высших курсах офице-
    ров дальней авиации, кропотливой работы по освоению многих модифи-
    каций авиамашин, начиная с "У-2” и завершая грозными "Тушками”. А
    совершать полёты приходилось, проходя службу в различных гарнизонах,
    включая дальневосточный регион, переезжая с семьёй из одного места в
    другое, меняя и климатические условия. А освоил он десять крылатых
    машин. Немало сил Акижанов вложил, осваивая "Ту-4”, "Ту-16” с примене-
    нием крылатых ракет, обучая лётный состав. Будучи лётчиком дальней и
    морской авиации, не раз поднимал в небо самолёты "Ту-4кс”, "Ту-16кс”, (с
    подвешенными ракетами), производя практические пуски по условным
    целям. Но было и другое. Были и потери боевых друзей.
    Кому-кому, но авиаторам хорошо известно, что любой полёт связан с
    риском. Например, Байзулла Акижанович очень уважал своего однопол-
    чанина, Героя Советского Союза Алексея Кривоноса, человека скромного,
    незаурядного, рассудительного, лётчика-профессионала, своего рода фа-
    ната, который в жестоких боях с фашистами был неудержим, одерживая
    победы, а вот в послевоенное время погиб при исполнении служебных обя-
    занностей. Душевную боль испытывал он и тогда, когда на глазах погиб
    молодой лётчик лейтенант Аркадий Карпов. Получив разрешение на са-
    мостоятельный вылет, пилот, выполняя очередную задачу в зоне пилота-
    жа, сорвался в штопор, — и в один миг Аркадий ушёл в мир иной.
    Акижанову на всю жизнь запомнился день 14 сентября 1946 года,
    когда из-за внезапного отказа мотора самолёта "По-2” пришлось прини-
    мать мгновенное решение: сажать авиамашину прямо на лес, уводя её от
    городской черты. Это был настоящий риск, который позволил обезопа-
    сить жизни тысяч людей города Ярославля. Не зря гласит народная муд-
    рость: "Беда приходит, когда её не ждёшь”. В одном из учебных полётов
    пилот не думал, что могут отказать шасси и придётся в таких же экстре-
    мальных условиях сажать самолёт на фюзеляж. Возникали и другие си-
    туации, когда жизнь висела, как говорится, на волоске. Приходилось ему
    учиться на своих и чужих ошибках. Любовь к профессии заставляла совер-
    шенствоваться в своих знаниях, мастерстве, искать, творить, используя
    новые возможности боевой техники.
    Где бы он ни проходил службу, нёс её исправно. Свидетельство тому —
    многочисленные поощрения от руководства Министерства обороны, Во-
    енно-ВоздушнымиСилами, командования 2-й воздушной армии, 5-й гвар-
    дейской Запорожской Краснознамённой ордена Суворова штурмовой
    авиационной дивизии, 95-го гвардейского Рава-Русского Краснознамён-
    ного штурмового авиационного полка и др.
    У него самый большой показатель по налёту часов. А это — своеобраз-
    ное мерило того богатого опыта, который он передал молодому поколению
    авиаторов. Даже завершив службу в Вооружённых Силах, окончив Алма-
    атинский институт народного хозяйства, работая заместителем началь-
    ника управления Казснабпроса Министерства просвещения Казахской
    ССР, грезил авиацией. Казалось бы, все уважают и ценят Байзуллу Аки-
    жанова в новом ведомстве, и работа, как говорится, не пыльная, зарабо-
    ток хороший, семья рядом, что надо? Но такая тихая, размеренная жизнь,
    рутина не устраивали ветерана-авиатора, он добился того, чтобы вновь
    вернуться в свою родную стихию.
    Как вспоминает сам полковник в отставке, в лётной работе не раз
    случались ситуации, когда спокойствие и хладнокровие пилота вкупе с
    грамотными действиями спасали людей и технику. За мужество и геро-
    изм Акижанов награждён орденами Красной Звезды, Отечественной вой-
    ны 2-й степени, медалями "За отвагу”, "За боевые заслуги”, удостоен ка-
    захстанских орденов "Парасат” и "Курмет”.
    По стопам ветерана пошли его племянники Сатпай, Талгат, тоже лёт-
    чики.
    Что ни говори, таким, как Байзулла Акижанов, досталась нелёгкая
    доля — непомерно тяжёлый груз лег на плечи: сначала защищать Отчиз-
    ну, потом поднимать её из руин. И какими они были тогда, те едва достиг-
    шие восемнадцати лет парни, можно сказать, ещё мальчишки? И какие
    они сегодня, почти девяностолетние, шеренги которых тают как весен-
    ний снег? Известный писатель Константин Симонов однажды сказал:
    "Эти люди вправе рассказывать о войне от имени всех солдат, своим гор-
    бом добывших победу и не дошедших до неё. Награждённых и не награж-
    дённых, живых и мёртвых…”.

    "Как летали,так и летайте…”

    С Байзуллой Акижановичем
    мне не раз приходилось встречать-
    ся. Немало добрыхслов слышал о
    нём от других людей. "Настоящий
    полковник, боевой лётчик, отзывчи-
    вый, принципиальный. Как член
    Центрального совета ветеранов Рес-
    публики Казахстан, председатель
    комиссии по увековечению памяти
    защитников Родины при Совете ве-
    теранов войны города Алматы, не
    только отстаивает интересы фронто-
    виков, тружеников тыла на любом
    уровне, но и добивается поставлен-
    ной цели…”, — таковы были отзывы
    многих.
    Насколько знаю, фронтовик
    всегда требователен, в первую оче-
    редь к себе, спрашивает себя же, всё
    ли сделал, чтобы другим жизнь
    была в радость. После войны един-
    ственной "привилегией” считал по-
    могать людям. Особенно таким, как
    он сам, ветеранам. Даже незнако-
    мым. Когда супруга спрашивала
    Байзуллу: "Куда спешишь в такую рань?” — тот пояснял: "Да не волнуйся,
    нужно человеку помочь”. И так всегда. Одному справедливой пенсии до-
    бивался, другому "выбивал” жильё, третьему путёвку в санаторий. Отстаивая
    права солдат Великой Отечественной, не раз чиновникам доказывал, что
    долг, честь, любовь к Родине — девальвации не подлежат. Какое бы ни было
    время.
    Помнится, на какое-то мгновенье мой собеседник задумался о чём-то
    своём, затем произнёс:
    "Война — это не только смерть, но и жизнь. Жить я могу как лётчик,
    патриот. Размышляя о тех суровых испытаниях, всегда прихожу к выводу,
    что особенно на войне, в открытом бою с врагом и рождается у человека
    самая сильная любовь к Отчизне. "Основа мужества, — подчёркивал Ба-
    урджан Момыш-улы, — гордость… она порождает отвагу. Негордый от-
    важным быть не может… Все народы способны на великое и прекрасное”.
    Однако ныне по этому поводу можно услышать несусветное. Есть немало
    таких, которые пытаются исказить, затушевать святое чувство, называя
    пережитками советской эпохи. А ведь содержимое патриотизма напря-
    мую связано с понятиями Родины, чести, долга, гордости, отваги. Меня
    удивляет и оскорбляет то, что в некоторых суверенных республиках нын-
    че быстро забыли о тех, кто их освобождал, спасая от чумы фашизма. Ина-
    че как понимать, когда на Украине вчерашних врагов, того же Бандеру,
    возводят в ранг героя. Или ко дню очередной годовщины Великой Победы
    эстонские власти бросили вызов здравому смыслу,решив поглумиться над
    памятью павших в боях советских солдат. День освобождения Таллина от
    фашизма был объявлен "днём траура”. Назвать это можно попыткой пере-
    вернуть исторически утвердившиеся истины с ног на голову.Конечно же,
    такого рода манипуляторам, клеветникам надо давать бой, нельзя мол-
    чать, особенно сейчас, в период подготовки к 65-летию Великой Победы.
    Прежде всего своё веское слово, используя возможности средств массовой
    информации, должны сказать вчерашние победители, представители ве-
    теранских, общественных организаций, учёные, историки и т. п.”.
    И вот новая встреча с Байзуллой Акижановым в алматинской квар-
    тире. Несмотря на возраст — в прошлом году он отметил своё восьмидеся-
    типятилетие — выглядит ветеран так же моложаво, высокий, стройный.
    Вначале отнекивался, не хотел снова углубляться в прошлое, мол, о войне
    написано немало книг, в том числе в его воспоминаниях "На крутых вира-
    жах судьбы — о друзьях и товарищах”. А потом разговорился.
    Переступая порог Чкаловской военно-авиационной школы, паренёк
    из далёкого аула Курголь Павлодарской области не думал, что судьба в
    целом будет благосклонна к нему. Он с детства мечтал стать пилотом. Хо-
    дил в военкомат не раз и не два, чтобы добиться направления на учёбу в
    авиашколу. Ему вежливо отвечали: "Ещё рано, подрасти, учись, готовься”.
    Однако благодаря настойчивости, целеустремлённости достиг всего того,
    что задумал. И не родословная тому причиной. Отец Акижан Балгозаулы,
    мать Жаниха Садыккызы — простые сельские труженики, не могли чем-
    либо помочь. Уже позже, когда он удачно сдал все зачёты и выполнил в
    полном объёме задания учебных полётов, Байзуллу не хотели зачислять в
    школу. В автобиографии нашли казус, якобы брат Кабжан "враг народа”.
    Нашлись добрые люди, в том числе начальник школы Николай Пав-
    лович Пальщиков, посоветовавшие Байзулле написать письмо в Москву,
    Маршалу Советского Союза Клименту Ефремовичу Ворошилову, тем бо-
    лее школа носила его имя. Ответ был положительным: "… в следующий
    набор вы будете зачислены…”.
    Да, время было такое, что повсюду выискивали "врагов народа”, пере-
    чёркивались многие людские судьбы. Впрочем,с братом Байзуллы, как
    "врагом народа”, связано ещё одно недоразумение. Акижанова в дивизии,
    где он служил, командование всегда считало перспективным лётчиком,
    неслучайно он принимал участие во всех воздушных парадах, проходив-
    ших в Москве в честь праздников, но в последнее время его фамилию ни с
    того ни с сего стали вычёркивать из списков. И он вынужден был по ко-
    манде обратиться в то время к командующему военно-воздушными сила-
    ми Московского военного округа генерал-лейтенанту Василию Сталину.
    Разумеется, Байзулла волновался, что ни говори, Василий — сын всемогу-
    щего вождя. Не думал и не гадал, что Василий Иосифович тепло примет
    его. Побеседовав, как говорится, с глазу на глаз, внимательно изучив лич-
    ное дело и его рапорт, командующий коротко произнёс: "Спасибо за служ-
    бу, старший лейтенант. Как летали, так и летайте. У вас всё в норме”. По
    итогам одного крупномасштабного учения за образцовое выполнение за-
    дания Василий Сталин объявил Акижанову благодарность.
    Листая фотоальбом ветерана, обнаруживаю десятки фотографий
    самых близких родственников, командиров, боевых друзей. Все сним-
    ки аккуратно наклеены, некоторые вставлены в специальные крепле-
    ния. Так уж устроен человек, что ему иногда необходимо окунуться в
    атмосферу прожитых лет. И фотографии позволяют перенестись в про-
    шлое, освежить память.
    "С годами тяжелее вспоминать войну, боевых друзей, — признаётся ве-
    теран, — которые, по словам Расула Гамзатова, "превратились в белых жу-
    равлей”, во сне ко мне прилетают, я голоса их слышу. Гул самолётов, словно
    стоит треск в ушах: "Кацо, прикрой, меня атакуют "мессеры”. Сижу в пол-
    ночь, раздумываю и опять то, что было со мною, перед глазами. Всплывают
    светлые образы командиров авиационных дивизий: Леонида Коломейцева,
    Виктора Филиппова, полков: Петра Федотова, Ивана Баборыкина, эскадрильи
    штурмовиков: Алексея Кривоноса, Льва Шакирбая, Василия Киселёва, Алек-
    сея Жукова и других. Они были настоящими командирами, со временем
    многие из них стали близкими друзьями. Не зря в нашем народе говорят:
    "Когда друзей много, становится шире дорога”. О таких людях можно часами
    рассказывать с восхищением. Их мы уважали за мужество и красоту духа, за
    истинную преданность профессии лётчика, любовь к небу.
    Любили мы и свою боевую технику, — продолжает фронтовик. — В
    последнее время некоторые издания считают "хорошим тоном” говорить о
    недостатках техники времён Великой Отечественной войны. Не обошли
    они стороной легендарный штурмовик "Ил-2”, прозванным фашистами
    "чёрной смертью”, якобы у него была плохая манёвренность, он был безза-
    щитен перед фашистскими стервятниками. У нас, фронтовиков, на сей
    счёт своё мнение. Помнится разговор с одним героем. Он, вспоминая, при-
    вёл один такой яркий эпизод, который произошёл с лётчиком Рыхлиным.
    В одном из боёв штурмовик лейтенанта Рыхлина получил повреждение.
    Экипаж возвращался на свой аэродром. Четыре "Мессершмитта”, посчи-
    тав советский "Ил-2” лёгкой добычей и зная силу его лобового огня, атако-
    вали с задней полусферы. Высокие скоростные характеристики "Ме-109”
    сыграли с фашистскими лётчиками злую шутку. Для уравнивания скоро-
    сти с "ковыляющим” советским штурмовиком пара "мессеров” выпустила
    шасси. Получив доклад об этом от воздушного стрелка, Рыхлин резко раз-
    вернул самолёт в сторону противника и сам ринулся в атаку. Два вражес-
    ких истребителя, распоротые пушечным огнём, рухнули с небес. Ещё два
    подбил стрелок штурмовика Иван Ефременко. Остаётся лишь добавить,
    что это был всего второй боевой вылет в жизни молодого лётчика. Так что
    техника сильна тогда, когда ею умеют управлять мастерски”.
    Сегодня Байзулла Акижанович щедро делится своим богатым опы-
    том с молодёжью, которую "ставят на крыло”. Как признаётся ветеран,
    только в учениках может бесконечно повторяться его счастливая и беспо-
    койная судьба лётчика. И что лучше учиться на чужих ошибках и опыте.
    По мнению Акижанова, самое главное для пилота — иметь трезвый ум,
    уверенность в себе, не бояться ничего, действовать нешаблонно. Ведь в бою
    возникают различные ситуации, но во многом внезапность определяет успех.
    "Когда бомбили Берлин, — вспоминает ветеран, — то ведущий группы,
    упреждая любой манёвр "Мессершмиттов”, атаковал с ходу. Это нам прида-
    вало силы, чтобы быть смелыми, дерзкими. Но и гитлеровские лётчики дей-
    ствовали с хитрецой. Они нападали на нас "из-за угла”, со стороны солнца,
    из-за облаков. Равного, открытого боя избегали. Мы же, советские лётчики,
    были воспитаны так, что если фашистский самолёт атакует наш бомбарди-
    ровщик, то делали всё для того, чтобы спасти его любой ценой. Учились изо
    дня в день совершенствовать свою тактику, думали, творили, находили но-
    вые приёмы борьбы. Ведь тактика воздушных боёв не есть что-то застывшее,
    данное раз и навсегда. Она изменяется, совершенствуется”.
    Обо всём этом прославленный авиатор рассказывает при встречах с
    молодыми лётчиками. Надо отдать должное Байзулле Акижановичу, куда
    бы его ни приглашали, никогда не отказывает.
    Да, нынешнему поколению, в том числе защитникам Родины, есть
    чему учиться у таких ветеранов. Сколько их осталось — победителей той
    войны? И о скольких из них не рассказано, не написано? А ведь эти люди
    заслужили и заслуживают добрых слов.
    Категория: К 65-летию Великой Победы | Добавил: Людмила (28.12.2009)
    Просмотров: 1144 | Теги: С. Жагипаров | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz