Четверг, 27.04.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [52]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 243
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Поэзия

    Лечебные строки истинной поэзии

    № 7 - 2013

    69-летию Владимира Гундарева

    Светлана Назарова

    Думала-думала: как назвать статью о творчестве Владимира Гунда-

    рева? Стандартно, как сейчас принято, – просто строчкой из поэта? Нет,

    внутреннее моё «я» не хотело. Ну тогда как? Стала копаться в себе: а что

    лично меня так тянет к его стихам? Ответ нашла: в век цинизма, пошлос-

    ти, враждебного противостояния и отхода от всего русского в нашей рос-

    сийской и казахстанской культуре его стихи – лекарство для души. Вот и

    появилось это незамысловатое название.

    Если бы я писала некое «введение в поэзию», прежде всего обозначи-

    ла бы основное правило: поэту нужно верить. Конечно же, отметается псев-

    допоэзия – рифмоплётство, болезненная графомания, надуманность, вы-

    сосанная из пальца, искусственно создаваемые «гении» поэзии. Речь – о

    поэтах избранных – «много званых, да мало избранных», как в Евангелии.

    Именно к такой поэзии означенный выше посыл.

    Едва начинаешь читать книжку, изданную в современной жизни

    разного рода литераторами, сразу понимаешь: стоит ли дальше перевора-

    чивать страницу или нет, ждет ли тебя прекрасное сопричастное пережи-

    вание сродни очищению, или лучше включить «ящик» и посмотреть по

    нему столь же бездарное послание, не достигающее твоей души, а раздра-

    жающее её, как и строки новоиспечённой книжки? У меня это – тест, кото-

    рый работает с первых же прочитанных строк. И ещё тест совсем из дет-

    ства: если книжку, которую взяла в библиотеке или у товарища, не хочет-

    ся закрыть на --й странице, и ты почти до утра читаешь её, – значит, пра-

    вильную книжку выбрала. И он, тест мой, не подвёл меня и в этот раз, как

    только в руки попали книги стихов В. Гундарева «Розы и полынь» (2009 г.) и

    «Душа стремится к небесам» (2010 г.)

    Правда, сразу не понравилась обложка первой книги «кислотностью»

    ярко-голубого раздражающего цвета с воспринятым мною как претенци-

    озное золотым тиснением. Кого-кого, а Гундарева так «украшать» не нуж-

    но: его стихи и есть украшение книги. Ну хоть бы цвет обложки был дру-

    гим, тогда – ладно.

    Обычно начинаешь читать – и сразу отслеживаешь то, что понрави-

    лось (в предвкушении, что дальше могут быть разочарования). А в этом

    сборнике всякое последующее стихотворение вызывало лишь горячее чув-

    ство радости, что не перевелись в русской литературе истинные поэты,

    что подвластно им выразить тонкую, хрупкую и притягательную красоту

    мира и человека в нём просто, светло и ясно, не насилуя великий русский

    язык. И создать и образ, и чувство, объединяющие ныне пусть не так мно-

    гих, как прежде, но верных ценителей поэтического слова, сказанного в

    лучших традициях русской же поэзии.

    Трудно в течение жизни, в её гуще всегда оставаться романтиком.

    Еще труднее сохранить свою интонацию поэту, не поддаваясь веяниям

    литературной моды.

    В. Гундарев органично своей натуре отринул суету и всяческую суету

    в своём творчестве. За его строками стоит пережитая, прочувствованная

    реальность, без которой никак не создать трогающей душу ни поэзии, ни

    музыки, ни живописи. Потому так прост и искренен его слог, нет никаких

    стилистических излишеств и заигрываний с читателем…

    Простота и ясность художественного самовыражения еще никогда не

    мешали талантливым поэтам явить блеск языка, свою духовную состоя-

    тельность, свежесть строки.

    Лирика В. Гундарева сосредотачивает читателя на самом себе, на

    том, из чего извечно складывалась жизнь и что является непреходящей

    темой искусства: хлеб, любовь, красота, природа, нравственный долг пе-

    ред прошлым и будущим.

    Но поэт обязан быть выше окружающего мира, его среднего измере-

    ния, и огонь его сердца по температуре обязан быть выше средней темпе-

    ратуры общества. Поэта приподнимает именно его личное приникновение

    к родникам земным и небесным, из которых сколько ни пили – они не

    иссякли, и сколько ни будут пить – они не иссякнут:

    Пустое слово – канет в пустоту.

    Над ним вода забвения сомкнётся.

    Ничья душа в ответ не встрепенётся:

    Пустое слово канет в пустоту.

    Пустое слово –

    Словно пустоцвет.

    Пустому слову –

    Суждена пустыня.

    Найти б слова негромкие, простые,

    Но чтобы в них

    Магический был свет.

    И если сплавит чуткая душа

    В единое и боли, и восторги, –

    Она любви созвучия исторгнет –

    И отзовётся каждая душа

    Прекрасной первозданностью своей,

    И эхо понимания по кругу

    Пойдёт легко,

    Пойдёт от друга к другу –

    И, значит, новых обретёшь друзей.

    «Пустое слово канет в пустоту…»

    У большинства хороших современных поэтов нет возможности часто

    издаваться и регулярно печататься в периодике. Это их трагедия невыра-

    женности, это их безвестная творческая судьба. Они воспринимают её осо-

    бо болезненно: без многого смогли бы, но без признания, без вынесенного

    «на торг» публичности своего творчества, где становится ясно, зря или не

    зря ты провёл, согнувшись, свою жизнь над письменным столом, скрю-

    чившись в схватках от рождающегося стиха, они задыхаются, чахнут… У

    В. Гундарева, главного редактора казахстанского литературного журнала

    «Нива», чья редакция находится в столице Республики – Астане, такая

    возможность есть. Но он ею пользуется очень скромно и тактично – в ущерб

    себе… И это – тоже грань не только его характера, но и его таланта:

    талант истинный скромен, не вопиет о себе, не кричит, ибо самодоста-

    точен по природе своей. Ему самому важно знать: аз есмь. А притянутся

    к нему и без его суетного хлопотания. И проникнут, и оценят, и не преда-

    дут забвению.

    Что привлекает в поэзии В. Р. Гундарева? Нет в ней никакого искусст-

    венно притянутого умничанья – здесь всё естественно, всё есть правда и

    всё есть любовь, труд, радость и боль. Только из них состоит и всегда состо-

    яла наша человечья жизнь. Гундарев проникает некие слои, которые дав-

    но опробованы другими/иными поэтами. Но вкус и аромат от исследован-

    ного его душою – первооткрытие, принадлежат только ему. И дорогого сто-

    ит, что эти переданные в его стихах нюансы русской души откликаются

    сочувствием во многих родственных душах, имеющих так же свой личный

    опыт и благодарных поэту за умение высказать за них то связующее со-

    кровенное, что объединяет, что составляет родство, духовное братство. Где

    бы ни жил автор стихов и его реципиент-читатель. Это ли не удача всей

    жизни?! Ведь

    Не докажешь мне, хоть тресни,

    Что «другие времена».

    Без народной нашей песни

    И душа обеднена.

    «Говорила мне землячка…»

    Вечная музыка жизни, вечные темы… Сколько дней и ночей, меся-

    цев и лет, наполненных сладостными и горькими событиями и думами,

    душевными трудами, неизбежными переоценками сконцентрировалось

    в его поэтических строках, отголосках впечатлений и памяти об этой веч-

    ной музыке? Но всё-таки побеждает жизнеутверждающее

    Волшебная флейта – это

    Хрупкая ниточка света,

    Что протянулась из прошлого,

    На тёмном ветру дрожа:

    Пусть только святое, хорошее

    Воспринимает душа.

    «Волшебная флейта».

    Сохранённая традиция классического русского стихосложения – это

    великая ценность, не имеющая ничего общего с техническими надуман-

    ными конструкциями постмодернизма – никого не трогающими, взгро-

    моздившимися на некие сваи вроде бы «эстетства». Всякие поиски новых

    форм в ущерб смыслу и живым образам во все времена были свойственны

    поэзии. Но ведь не приживались. Потому что были заведомо мертворож-

    денными, которые можно начать читать и с середины, и с конца, и по

    диагонали – они будут такими же мёртвыми. И век ХХ не избежал их, и

    начавшийся ХХI породил подобные, плавно перейдя от одноразовых шпри-

    цов – к одноразовым книгам. В корне слов «модернизм», «постмодерн» ле-

    жит слово «мода», а ведь не всякий отваживается сказать ее носителю, что

    король-то в распиаренных стихах – голый при всём своём следовании моде!

    Полностью читайте  статью в журналев формате PDF на нашем сайте
    Категория: Поэзия | Добавил: Людмила (03.09.2013)
    Просмотров: 616 | Теги: Владимир Гундарев, Светлана Назарова | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Спасибо!

    Спасибо, хорошее стихотворение.

    Где-то читал, что талантов у нас пруд пруди, всех невозможно
    перечислить.
    Заблуждение, однако. 
    Поэт – явление весьма редкое, парадоксальное, противоречивое.
    За дар слова надо дорого платить – жизнью, каторгой,
    судьбой.
    Среди разрухи, убожества, предательства увидеть чистыми
    глазами ребёнка
    первозданную красоту природы, «тронуть трепетные струны
    человеческой души».
    Владимир Гундарев не успел допеть до конца свою песню о
    любви.
    Теперь будем по воспоминаниям современников, как из мозаики,
    складывать его образ.
    Читатель Егор Дитц поделился с нами сокровенным, получилась
    интригующая история.
    По крайней мере, не шаблон. Оказывается, писатели приезжали
    и выступали прямо на
    заводской площадке. Рабочие знали стихи наизусть. Интересное
    время – советское прошлое!
    Почему всё перечёркиваем и не берём самоё лучшее в нынешнюю
    жизнь?
    На всех каналах телека – реклама и еда, будто страшная
    голодуха в стране. Стихи читайте,
    господа, почаще для похудения и профилактики скудоумия.
    Талл.

    Два четверостишия показались мне достойными внимания:

    Любимый, словнобабочка, у сердца вьётся,
    Да в руки взять никак не удаётся,
    Верь, то, что можно подержать в руках,
    Уже обратно сердцем не берётся.
     ...
    Сарказм убогий
    множества мужчин,
    Как он легко под женским взглядом тает!
    Благоразумие легко его сменяет,
    Ведь для сарказма нет уже причин…

    По-моему - хорошо и изящно!


    Людмила, здравствуйте! Кажется, в 1981 году  по путёвке Союза писателей  мы с Владимиром Гундаревым проводили творческие встречи в городе Темиртау. Приходилось выступать перед самой различной аудиторией: студентами ,школьниками, учителями, инженерами, рабочими, милиционерами и сидельцами, новобранцами и ветеренами. Публика была весьма начитанной и неравнодушной. Честно отработав почти две недели кряду, мы позволили себе отметить такое событие, а потом долго гуляли по насквозь продутому ветрами проспекту Металлургов . Размышляли о смысле жизни, о писательских судьбах, о деятельности литературного объединения«Магнит». Володя был внимательным и чутким собеседником. Он угадывал ростки дарования и бережно относился к людям. Мы поражались мужеству тех, кто воздвиг Казахстанскую Магнитку.
    Когда рухнул Союз, и многие беспомощно барахтались  среди хаоса, В.Р.Гундарев сумел совершить невозможное – нащупать точку опоры и создать на пустынном  месте остров надежды – русский журнал «Нива», чтобы каждый пишущий, взобравшись то ли на пьедестал, то ли на эшафот мог сказать своё Слово. И я, после потерь, потрясений, разочарований, ухватившись за соломинку, прибилась к зелёному берегу Поэзии, где царили братство, уважение, взаимопонимание. И сам Мастер, попыхивая трубкой, в прошлой жизни то ли капитан, то ли шкипер, то ли бывалый морской волк, вернувшийся из кругосветки, бесконечно выслушивал произведения абсолютных гениев-самородков и указывал на промахи и даже ошибки в правописании. И они смиренно соглашались с ним, отбросив заносчивость, высокомерие, леность. Но где ещё могли согреть  и приютить озябшие души мытарей-поэтов?
    Невозможно свыкнуться с мыслью, что его уже нет. Чувство сиротства ощутили родные и близкие,читатели и авторы. Где-то там, с заоблачных высот, он взирает на суету сует и великодушно прощает всех нас за несусветные поэтические бредни, словно ему одному известно, для чего людям нужны стихи. Глубинная связь с народом ощущается в творчестве Николая Рубцова, Михаила Анищенко-Шелехметского, Владимира Гундарева. Недаром стихотворение «Деревня моя деревянная» стала любимой песней горожан и сельчан. Светлый, добрый талант несёт радость людям. У меня нет кумиров, я не поклоняюсь идолам, но таким поэтам надо ставить памятники на земле. Хочется верить, что появится книга памяти Владимира Романовича Гундарева. Помните, как в своём первом сборнике /1973 г./ он обратился к соплеменникам:
    Есть начало начал – основа.
    А такое простое слово
    и такое мудрое слово
    лишь присниться может во сне, -
    это чувство живёт во мне.
    Только этим прекрасным словом
    можно было назвать его
    это слово – Любовь!.. Любовь…
    В нём земля вместилось и небо,
    и степного цветка колдовство.
    Если б этого слова не было –
    я бы сам придумал его…
    Спасибо всем, кто причастен к поэтическому конкурсу «Мой родной дом»!
    Любовь Усова.

    Класс! очень понравилось! heart

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz