Среда, 13.12.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 246
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Горизонты духовности

    Е. Дубовая. Утраченные храмы Павлодара
    № 12-2010

    Описание и реконструкция схемы строительства городских храмов по документальным фотоснимкам может наглядно показать состояние застройки и степень сохранности архитектурного памятника во время фотографирования. Документальные фотографии могут послужить достаточным материалом для описания храмов, но не являются достоверным источником для реконструкции схем строительства. В данной статье делается попытка описать разрушенные павлодарские храмы по тем фотографическим фактам, которые оставил в своих архивах известный павлодарский фотограф начала XX века Д. П. Багаев. Снимки сделаны в 20-40-е годы прошлого столетия. В 1930-1970-е годы все павлодарские храмы были уничтожены. Эмоциональную оценку событий пережитого всеобщего разрушения дал в своей статье архитектор А. Иконников: "В густонаселённом, урбанизированном мире XX века ценности культуры оказались неожиданно хрупки — и в особенности ценности архитектурного наследия городов. Они разрушаются не только в кризисах и катаклизмах, которыми обильно столетие, но и под агрессивным натиском нового. Новое, однако, становится обыденностью. И приходит горькое сознание утраты. И хочется, ах, как хочется вернуть, воскресить, сделать, чтобы опять всё было таким, как было. Мы можем на месте разрушенного построить новое здание. Только оно заведомо не будет тем, что было”.
    В 1720 году на правом берегу реки Иртыш был основан казачий Коряковский форпост. Через 118 лет в царствование Николая I (1825-1855) форпост перевели в ранг станицы. С 1861 года станица Коряковская стала заштатным городом Российской империи. "Город назван Павлодаром по имени родившегося в сентябре 1860 года сына императора Александра II. Павлодар вошёл в состав Семипалатинской области и в 1868 году становится центром Павлодарского уезда Семипалатинской области”. В конце XIX — начале XX веков в городе было четыре православных храма: деревянная церковь Флора и Лавра и три кирпичных — Владимирский собор, Воскресенская кладбищенская церковь и Свято-Троицкий кафедральный собор.
    Церковь Флора и Лавра, "построенная в 1838 году по благословению от Тобольской епархии, сгорела в 1901 году. Построена она была с помощью семипалатинского купца Петра Ивановича Токарева”.
    Владимирский собор, строившийся с 1910 года на месте сгоревшей старой деревянной церкви Флора и Лавра, окончательно был уничтожен в 1975 году.
    Воскресенская кладбищенская церковь, сооружённая в 90-х годах XIX века, и Свято-Троицкий кафедральный собор, возведённый в 1893 году, разрушены в 30-е годы минувшего столетия.
    В уезде были построены храмы в Осмерыжске (1906-1908), в станице Баян-Аульской (1857), в Ямышеве (1877), станице Железинке (1786), Урлютюпском посёлке (1870) и во многих других местах. Храмы не сохранились. Проектной документации по строительству храмов тоже не сохранилось, но можно с уверенностью сказать, что в основу их были положены типовые проекты. "Опыт строительства храмов в XIX веке показал целесообразность строительства по образцовым проектам, — пишет архитектор Л. В. Головачёва, — так, например, были разработаны К. А. Тоном "Альбом сельских церквей” (1858), А. М. Салько "Руководство к устройству каменных и деревянных церквей” (1899), "Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях” (1899), переизданный Святейшим Синодом в 1911 году”.
    Владимирский  собор
     Через десять лет после уничтожения пожаром церкви Флора и Лавра (24 мая 1901 г.) на этом месте был возведён Владимирский храм. Священник села Новоселья Тюкалинского уезда Иван Голошубин в составленной им по поручению 7-го Епархиального съезда Справочной книге Омской епархии в 1914 году, пишет: "22 августа 1910 года на месте сгоревшего храма (Флора и Лавра) была торжественно совершена закладка нового каменного храма. Несмотря на то что площадь, бывшая около прежнего храма после пожара, была уже застроена торговыми рядами и лавками, однако после долгого упорства, по усиленной просьбе казаков, город уступил это место и на торжество закладки нарочито выезжали из г. Омска Его Преосвященство, Преосвященнейший Гавриил, Епископ Омский и Семипалатинский. На закладке присутствовал и г. Семипалатинский губернатор Тройницкий. Событие это по своей исключительности было не только весьма отрадным и торжественным моментом, но и весьма редкостным в жизни павлодарцев: оно ознаменовалось посылкою от имени Его Преосвященства, г. Семипалатинского губернатора, Атамана Отдела и всех  участников торжества телеграммы Государю Императору, на которою и не замедлил получиться Всемилостливейший ответ: "Омск. Преосвященнейшему Гавриилу, Епископу Омскому и Семипалатинскому. Поручаю Вам, Владыко, передать всем бывшим на закладке храма Мою сердечную благодарность. Искренно радуюсь воссозданию древней казачьей святыни. Николай”.
    Владимирский собор на месте старой базарной площади стоял ближе всех к берегу Иртыша и являлся самой масштабной постройкой Павлодара в начале XX века. Собор был более 20 метров в высоту и колокольней около 30 метров. На высоком цоколе возвышался квадратный в плане, бесстолпный двухсветный храм с одной апсидой. С запада находились трапезная и колокольня. Особой "вытянутости” постройки не ощущалось, так как широкая апсида, широкие боковые приделы (возможно, один, северный алтарный придел) с полукруглыми высокими фронтонами и высокими большими окнами на разной высоте, а также симметричные боковые пристройки-притворы у колокольни, зрительно очень расширяли это строение, делали его величественным. Храм в законченном виде собой представлял монументальную крупномасштабную постройку и являлся бы украшением города. Основной объём храма завершён стройным восьмигранником барабана с арочными пролётами, несущими свет. Купольное перекрытие — большая глава в форме луковицы. Над арками — выложенный кирпичом орнаментальный пояс. По углам крыши на очень высоких шеях, вытянутых на высоту арок большой главы, — четыре декоративных луковичных главки, у основания выложенных кокошниками. Всё это придавало храму гармонию в вертикальном стремлении ввысь. Везде прослеживается акцентированный мотив килевидного кокошника: в арках, карнизах окон, у оснований глухих барабанчиков. Колокольня венчала притвор с входом в трапезную с западного торца. Трёхъярусная колокольня представляет традиционный восьмерик на четверике. Шатровое покрытие колокольни с маленькой главкой-луковицей держат восемь опор арок. В средней части колокольни глухой восьмигранный объём стены выделен вертикалями рёбер. Треугольные фронтоны проёмов окон подчёркивают устремлённость колокольни ввысь. "Строительство выросшего до куполов храма было прервано 1-й Мировой войной и революцией. Недостроенный собор был отдан под городскую электростанцию и тракторные мастерские. В годы Великой Отечественной войны он оказался на территории завода "Октябрь” — в стенах храма разместили электростанцию и литейный цех. Собор лишился колоколов и роскошной колокольни. Окончательно уничтожили храм весной 1975 года”.
    Воскресенская  кладбищенская  церковь
    Когда в 1901 году в Павлодаре сгорела старая Флоро-Лаврская церковь, "её архив и все иконы были спасены. После пожара богослужения совершались на переносном антиминсе в Воскресенской каменной церкви, ещё неосвящённой, построенной павлодарским купцом Артемием Ивановичем Деровым на кладбище. Эта кладбищенская Воскресенская церковь постепенно стала называться в народе "Флоро-Лаврской”. В городе её часто называли "красной” (по цвету кирпича), а может, за красоту”. Мыслилось, что "после окончательной постройки новой казачьей церкви (Владимирской), сей кладбищенский храм по воле строителя отойдёт в  обственность имеющегося здесь быть женского монастыря, для которого город уступил уже своё место, прилегающее непосредственно к кладбищенской церкви. Отводимое под монастырь место признаётся удобным”.
    Здание Воскресенской кладбищенской церкви сфотографировано
    Д. П. Багаевым с южной стороны. Алтарной стеной оно примыкало к кладбищу с востока, колокольней ориентировано на запад, на Иртыш. Ясный план и композиционная целостность здания в сочетании с мелкими и обильными формами наружного декора характерны для архитектурных образцов эклектизма и стилизации конца XIX столетия.
    Структурные части постройки хорошо прочитываются — храм, трапезная, колокольня, крыльцо. Храм на высоком цокольном этаже представляет двусветный четверик без апсид, с арочными проёмами больших окон сложной композиционной формы. Четырёхскатная крыша храма перерастает в глухой шестигранник барабана с колончатым поясом, с основанием, декорированным кокошниками и одноглавым венчанием с луковичной формой главы. Трёхъярусная колокольня высотой примерно 18-20 метров заканчивается шатровым восьмериком. Третий ярус — восьмерик с карнизом и высоким основанием, декорированным по центру профильным кирпичом, с высокими вытянутыми в высоту арочными проёмами, чтобы звук колоколов уходил в шатровое пространство. Над арками и на стенах кирпичом выложены кресты. Венчает колокольню шатёр. У его основания — ряд кокошников, а заканчивается шатёр миниатюрной луковицей на высокой профилированной шее. Шатёр был покрыт кровельным железом. Притворы, устроенные в первом ярусе (этаже) колокольни, находятся справа и слева. Пространство трапезной двухсветное, в два оконных проёма. Крыльцо высоко поднятое на цоколе в пять ступеней схода, с шатровым покрытием на четырёх столбах. Всюду использован красный облицовочный кирпич, некоторые кирпичные формы сделаны по специальным лекалам. Здание с декоративными лекальными деталями в обработке фасадов и всего объёма оформлено в типично русском стиле. В наружном оформлении применён сложный многорядный декоративный карниз из профильного кирпича, заканчивающийся рядом  окошников, углы оформлены филёнчатыми пилястрами, тонко профилированы наличники окон. "В конце 30-х годов церковь, как и кладбище, где она стояла, были сметены с лица земли. Могилы разровняли и на их месте заложили городской парк”.
    Кафедральный  Свято-Троицкий  собор
     оскресенская церковь и Свято-Троицкий кафедральный собор, построенные примерно в одно время, доминировали в центре Павлодара. Кафедральный Свято-Троицкий собор находился по улице Дзержинского, 127 (ныне академика К. Сатпаева). Д. П. Багаев сделал два фотоснимка собора с северной и южной стороны. Вот что пишет священник Иван Голошубин в своём отчёте: "Свято-Троицкий собор построен в 1893 году тщанием граждан г. Павлодара с помощью купца Артемия Ивановича Дерова и павлодарского мещанина Дмитрия Николаевича Асямова. Возведён собор Указом Священного Синода от 5 сентября 1902 года, а до этого времени храм состоял приписным к градо-Павлодарской Фроло-Лаврской церкви. Зданием каменный с таковою же в одной связи колокольнею, обнесён железною с каменными столбами оградою. Престол один, в честь святой Троицы. Утварью достаточен. Приписных, вновь строящихся церквей и часовень в приходе нет”.
    Храм квадратный в плане, светлый, с большими окнами, с одной полукруглой апсидой, перекрытой конхой с маленькой луковичной главкой. Покрывает храм четырёхскатная поднятая крыша с декоративным пятиглавием. Восьмигранный центральный барабан завершён главой-луковицей. В основании барабана — ряд кокошников. По углам декоративные главки с аналогичным декором. Орнаментальный облицовочный кирпичный фриз акцентирует конструктивные горизонтали храма в апсиде, крыльце, трапезной с выступающими приделами. Фасад апсиды обработан  лопатками, а фасадные углы собора — тонкими колонками. Окна украшены тонкими колонками с килевидными завершениями. Высота трёхъярусной шатровой колокольни (восьмерик на четверике) была 18-20 метров. Широкие арочные проёмы с четырёх сторон давали широкий выход колокольному звону. Шатёр завершается выдвинутыми четырьмя слуховыми оконцами с лучковыми фронтонами и главкой на длинной шее. "Во второй половине 30-х годов Свято-Троицкий собор (его называли "мещанской” или "белой” — по цвету стен, церковью) был разрушен. Стояла она в центре Павлодара, где сейчас находится гостиница "Казахстан”. Церковь украшала город замечательно”.
    Д. П. Багаев много ездил по области и оставил ещё несколько фотографий храмов, которые дают представление о характере храмового строительства в Павлодарском уезде.
    Осьмерыжская  церковь
     Обратимся к запискам тех далёких лет священника Ивана Голошубина: "Посёлок Осьморыжский состоит в приходе станицы Песчаной, Пророко-Ильинской церкви Павлодарского уезда Семипалатинской области и расположен на правом берегу реки Иртыша, в расстоянии 30 вёрст от приходской церкви и 271 версты от епархиального города. Жители посёлка казаки (в количестве 649 душ обоего пола), старожилы среднего  достатка в материальном отношении, занимаются исключительно хлебопашеством, скотоводством и рыболовством. До постройки церкви у них в посёлке была деревянная часовня, зданием хотя не ветхая, но по своей маловместимости и неприглядной архитектуре она мало удовлетворяла осьморыжцев, желавших видеть у себя дом Божий и благолепный и просторный, на что и стали собираться средства и от самих осьморыжцев, и посторонних благотворителей. 7 октября 1906 года была совершена закладка каменного храма. 5 июня 1908 года он уже был торжественно освящён. Храм сей, посвящённый имени святителя и Чудотворца Николая получился очень красивый и радостный по своей оригинальной архитектуре. Особенно красив его передний фасад, имеющий вверху по своей параллели в ряд три массивных главы с вызолоченными ажурной работы крестами, причём средняя из глав на колокольне по своему объёму больше боковых и выше расположена. Небольшой по наружности храм довольно вместителен внутри. Алтарь в нём имеет три отделения: самый алтарь, жертвенник и диаконник. Над западными дверями храма устроены хоры для певчих. Иконостас трёхъярусный с золочёною резьбою, окрашен в розовый цвет. Старая часовня со всем её имуществом с разрешения епархиального начальства была продана за 1100 рублей жителям посёлка Григорьевского, а вырученные деньги употреблены на постройку церкви. Место, где построен этот храм, находится в восточной части поселкового кладбища, так что вход в храм идёт через всё кладбище, с западной стороны его. Путь этот расчищен и обсажен с обеих сторон в два ряда деревьями. Церковь и кладбище обнесены каменною оградою, а также кругом обсажены деревьями. (Сведения эти позаимствованы из № 17 Омских Епархиальных Ведомостей за 1908 год). В настоящее время церковь эта считается приписною к приходу станицы Песчанской”. К подробному и обширному описанию священника можно добавить только то, что мы увидели на фотографии Д. П. Багаева. Здание Осьмерыжской церкви с тремя апсидами многогранной формы (алтарь, жертвенник и диаконник) было вытянуто в плане. Одноэтажная церковь была поднята на высокий цоколь и состояла из двусветного большого вместительного зала. Двускатная крыша акцентируется декоративной главкой над алтарной частью. На западном фасаде на трёх кубического вида глухих барабанах на длинных шеях три луковичные главки с высокими крестами. Шесть окон с каждой стороны были соединены попарно и обналичены выложенной декоративной кирпичной кладкой.
    Баянаульская  церковь
    Пишет священник Иван Голошубин: "Станица Баян-Аульская Павлодарского уезда Семипалатинской области расположена на берегу озера Сабунды Коль, в прекрасной холмистой местности, окружённой сопками хребта Тарбогатая. От епархиального города и ближайшей железнодорожной станции — 574 версты, от уездного города, пароходной пристани — 196 вёрст. Почтово-телеграфного отделения, водного сообщения в станице нет. Церковь однопрестольная, в честь святого первомученика архидьякона Стефана, начата постройкою в 1857 году усердием и старанием потомственных и почётных граждан Александра и Николая Стефановичей Поповых и освящена 2 июля 1868 года. Зданием  аменная, в 1903 году к ней пристроена деревянная колокольня, внутри обшита тёсом, снаружи оштукатурена. Вокруг церкви есть деревянная ограда, окрашенная масляною краскою. Утвари достаточно. Сообщение с г. Омском: летом на паре лошадей 12 руб. От Павлодара до Омска на пароходе в общем зале 2 кл. — 7 рублей. Зимою на лошадях почтовым трактом — 32 рубля 82 коп”. Церковь в посёлке Баян-Аул, возведённая в 1857 году и освящённая в 1868 году, была с трапезной между храмом и колокольней. Скорее всего, позднее, когда была пристроена колокольня, входной портал прорубили с северной стороны. Храм — четверик с одной апсидой, с небольшим световым барабаном, глава венчана гранёной формой, характерной для первой половины XIX века. Восьмерик светового барабана на четверике храма предположительно деревянный, опирается на стропильные конструкции четырёхскатной крыши. Фасады украшены маленькими окошками-люкарнами. Церковь стояла на горе и была видна издалека в гористом сельском пейзаже. Колокольня восьмигранная, пристроена позднее вплотную к трапезной. Звоны — это четверик, покрытый четырёхгранной кровлей.
     Одна из самых старинных и светлых церквей в уезде была построена из кирпича на войсковые средства. Облик церкви сохранился благодаря фотографии Д. П. Багаева, сделанной в 1947 году. Простоявшая к тому времени 170 лет постройка хорошо сохранилась. Очень органичная в пропорциях, стилистически барочная форма мощной колокольни со шпилем возвышалась над храмом, посвящённом Иоанну Богослову. Центральный молебенный зал церкви — двусветный. Апсида имеет вид галереи с высокими оконными проёмами, два боковых придела с такими же высокими проёмами окон давали большое количество света.
    В отчёте священника И. Голошубина есть интересные сведения: "Посёлок Ямышевский Семипалатинской области Павлодарского уезда расположен на р. Иртыш, от епархиального города в 444 верстах. При посёлке имеется небольшая пристань для остановки пароходов. Церковь трёхпрестольная. Главный престол в летнем храме в честь св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, южный — в честь святителя и чудотворца Николая и северный — в честь Дмитрия Ростовского Чудотворца, построена на средства казны в 1777 году, освящённая в 1782 г. Зданием каменная с таковою же в одной связи колокольнею, обнесена оградою, прочна и утварью достаточна. Угодий, приносивших доход церкви, нет. Приписная  церковь в Лебяжьем построена на средства благотворительницы Надежды Матвеевны Шишкиной и освящена 28 сентября 1908 года в честь св. Троицы. В посёлке Чернавском — часовня в честь св. Архистр. Михаила. Прихожане — все старожилы. Раскольников и сектантов нет. В каждом посёлке прихода имеются войсковые казачьи школы. В посёлке Ямышевском есть школа под названием "Ермак Тимофеевич”. Бывает ярмарка "Спиридоновская” с 12 по 21 декабря. Сообщение с городом Омском: летом на пароходе, зимой — почтовым трактом по 6 коп. с версты и пары лошадей”.
    В посёлке Железинский тоже была одна из старых церквей уезда: построена в 1786 году усердием казаков и добровольных жертвователей. Через посёлок проходил почтовый тракт. "Церковь каменная с таковою в одной связи колокольнею, трёхпрестольная. Главный престол во имя святой Троицы, в приделе на правой стороне — во имя Казанской Божьей матери, на левой — во имя святого чудотворца Николая. По размеру довольно вместительный”. В посёлках Урлютюпском, Чернорецком храмы были деревянные на каменном фундаменте, построены в 1870 и 1875 году на средства прихожан. Фотографий этих храмов не сохранилось.
    г. Павлодар.
    Елена   ДУБОВАЯ,
    искусствовед.


    Примечания:
    1. Багаев Д. П. (1884—1958) — известный фотограф, краевед, основатель Павлодарского областного историко-краеведческого музея. В 1903-1905 годах учился у омского фотографа В. Коркина, затем жил и работал в Павлодаре. Похоронен в Павлодаре на Пахомовском кладбище. Автор благодарит Трубачёву А. В. за консультацию по вопросам строительства и архитектуры.

    В статье использованы материалы:
    2. Иконников А. О ценностях подлинных и мнимых. "Наше наследие”,
    № 11, 1990. С.1-4.
    3. Из истории русской православной церкви в павлодарском Прииртышье 1919-1990. Сборник документов. Составители: игумен Иосиф (Ерёменко), Болтина В. Д., Шевелёва Л. В. — Павлодар, 1999. С. 239.
    4. Головачёва  Л. В. Основы проектирования православных храмов. Информационный вестник, № 2 (9). С. 1.
    5. Справочная книга Омской епархии. — Омск, 1914. С. 373-374, 382-388. Книга передана на хранение в областной архив г. Павлодара павлодарским журналистом Т. В. Карандашовой. Копия книги, которая хранится у Т. В. Карандашовой, была любезно предоставлена для работы.
    Категория: Горизонты духовности | Добавил: Людмила (06.02.2011)
    Просмотров: 1651 | Теги: Е. Дубовая | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz