Суббота, 21.10.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 244
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Летопись Евразии

    Г. Кудайбергенов. Наш адрес: ни дом и ни улица (продолженние)
    № 7, 2011

    (Продолжение. Начало в № 6 за 2011 год)

    Часть II

    После падения ханства

    В последнее десятилетие существования Джунгарии самые актив-
    ные отношения с нею поддерживали ханы Среднего и Младшего жузов.
    А чем они занимались после её падения?
    Вот что пишет Чокан Валиханов в историческом очерке "Киргизское
    родословие” в главе, посвящённой Аблаю — своему прадеду. Он первым из
    его потомков получил образование на русском языке в Сибирском кадетс-
    ком корпусе. Первым из казахов открыл для себя истину: "Общественное
    развитие казахов — есть часть всерусского прогресса”.
    В 1858 году, век спустя после падения Джунгарии, он как русский
    разведчик, был послан в Восточный Туркестан для выяснения возник-
    шей там сложной обстановки.
    В Туркестане появились англичане, которые стали активизировать
    свои среднеазиатские дела, подстрекая при этом жителей региона — му-
    сульман против китайских властей. Это чрезвычайно затрагивало инте-
    ресы России.
    Восточный Туркестан в геополитических интересах обеих мировых
    империй: Российской и Британской занимал особое место. Российские
    специальные службы располагали сведениями, что в Кашгаре мусульма-
    не казнили отважного немецкого географа Адольфа Шлагинтвейта, кото-
    рому покровительствовали английские власти в Индии.
    Теперь слово Ч. Валиханову: "Появление в Джунгарии победоносных
    войск Цинской империи, которые с беспримерной в истории лёгкостью её
    завоевали, имело большое влияние на политику Аблая. Тем более что ки-
    тайские отряды постоянно проникали на казахские земли.
    Аблай первым в 1756 году признал себя вассалом богдыхана, получив
    княжеский титул и календарь. Хан Младшего жуза Нуралы послал своё
    посольство в Пекин.
    Несмотря на внешнюю покорность, падение Джунгарии, завоевание
    Восточного Туркестана навели на казахов панический и мистический
    страх, тем более что по господствующему преданию суеверных мусульман
    "Перед окончанием света китайцы покорят весь мир!”.
    В 1762 году в Среднем жузе появилась внушительная китайская де-
    легация в составе 130 человек. Они объявили, что по воле своего императо-
    ра с наступлением весны пошлют свои экспедиционные войска в Туркес-
    тан, Самарканд. При этом просили оказать содействие в людях, лошадях
    для предполагаемой экспедиции.
    От этих просьб правители жузов пришли в ужас. Втайне составив союз
    мусульман против китайцев, обратились с письмом к Ахмед-шаху, афган-
    скому лидеру, владельцу Кандагара, основателю династии дуранидов.
    Аблай не принимал прямого участия в этом союзе, всё более и более сбли-
    жаясь с китайским правительством.
    Он отправил в Пекин в качестве аманата своего сына Адиля. Богды-
    хан, довольный покорностью Аблая, возвратил его сына с богатыми дара-
    ми и милостивой грамотой.
    В 1771 году в Туркестане умер Абдулмамбет-хан, который был дво-
    юродным братом султана Аблая и похоронен в мечети Ходжи Ахмета
    Ясави. После него ханом избрали Аблая, подняв его на белой кошме.
    Несмотря на то, что согласно существующим традициям и правилам
    наибольшее право на это место имели прямые потомки умершего хана.
    Однако никто не возражал против подобного выбора, сам Аблай считал
    себя ханом всех трёх жузов.
    Ни один из предыдущих ханов не имел такой неограниченной влас-
    ти, как он. Аблай ввёл смертную казнь, которая до него определялась во-
    лей народа. Усмирил своеволие сильных родоначальников, которые огра-
    ничивали его власть.
    Подобные нововведения вызвали против него поток жалоб в адрес
    оренбургского генерал-губернатора. Некоторые даже пытались, по древ-
    нему обычаю кочевой демократии, идти против хана войной, но были мно-
    гократно биты толенгутами (рабами) Аблай-хана.
    Весьма заметен устный наказ его своим детям: "Никогда не решать
    межродовых дел. Ибо только несогласие и раздор могут быть незыблемой
    опорой ханской власти”.
    Екатерина II указом от 24 мая 1778 года утвердила своего подданного
    Аблая в качестве официального хана — то есть спустя семь лет, как его
    торжественно подняли на белой кошме. Чем вызвана такая продолжи-
    тельность и медлительность в сроках официальной церемонии?
    Высшим кругам Власти было ясно и понятно, что такая процедура
    крайне необходима. В народе должно быть непреложное мнение: "Нельзя
    стать ханом, если в этом достоинстве его не утвердили в российском пра-
    вительстве!”.
    В то время как Аблай утверждал другое: "Я добился этого звания, по-
    бедив джунгар. Меня избрали на этот пост!”.
    Время шло. Не обостряя ситуации, к Аблай-хану на переговоры был
    направлен высокопоставленный правительственный чиновник — скло-
    нить непокорного лидера к тому, чтобы тот написал письмо, в котором
    просит утвердить его на этом посту. Аблай уступил. Просьба выполнена.
    Грамота, особые знаки ханского достоинства: соболиная шуба, шап-
    ка, сабля отправлены в Оренбург. Для их официального вручения Аблай-
    хана пригласили по его выбору в Оренбург, Троицк или хотя бы на Сибирс-
    кую линию. Однако он отказался ехать куда бы то ни было. Тогда было
    принято решение, чтобы вся эта процедура прошла в его имении, но и тут
    последовал отказ. В чём причина? А она очень проста.
    Этому способствовала политическая обстановка, когда казахи Сред-
    него и Старшего жузов менее всего нуждались в помощи России. Более
    того, все окружающие среднеазиатские соседи боялись их.
    Как отмечает его прославленный правнук: "Избранный ханом Аблай,
    по мере сближения с Китаем, стал избегать сношений с Россией. В на-
    ставлениях своим детям он советовал: "Храня согласие с Россией, ориен-
    тироваться на Китай!”.
    Китайцы, по его мнению, никогда не могли быть опасны для ханской
    власти. Между тем как в русском правительстве он видел сильную оппози-
    цию к ней”.
    Скончался Аблай-хан в возрасте 69 лет в Туркестане. Похоронен в
    фамильном склепе. Своих сыновей, которых по одним источникам было
    30, по другим 71, наделил уделами в Среднем и Большом жузах. Так за-
    кончилась жизнь одного из великих сыновей казахского народа.
    Несколько иначе сложилась судьба его современника, хана Младше-
    го жуза Абулхаира. Агрессивный, противоречивый по натуре, страстный
    к лидерству и карьере, в 1717 году он с ханом Каипом возглавил 30-тысяч-
    ное войско казахских ополченцев против джунгар, однако потерпел при
    этом сокрушительное поражение.
    В следующем году он обращается к России за помощью в борьбе с джун-
    гарами. В 1730 году ему было доверено возглавить казахское ополчение,
    которое нанесло джунгарам поражение в Анкарае.
    Однако даже эта маленькая, временная победа внесла в ряды лиде-
    ров казахских жузов больше раздора, нежели единства, что ярко прояви-
    лось при избрании общего хана.
    По всей вероятности, Абулхаир полагал, что он явный лидер, как-ни-
    как дважды возглавлял народное ополчение. Однако у выборов свои зако-
    ны, которые могут опровергнуть все прогнозы и ожидания.
    После съезда претенденты на ханский трон разъехались по своим владе-
    ниям. Интрига закончилась. Каждый из них начал проводить свою политику.
    Абулхаир-хан, будучи более изворотливым и проворнее других лиде-
    ров, которые считали его более низким по происхождению, видя, что его
    подданные испытывают постоянные набеги и разорения то со стороны
    джунгар, то со стороны калмыков, то со стороны яицких казаков, то со
    стороны единоверцев-башкир, хотя и сам постоянно принимал участие в
    набегах на своих соседей, рассудил, что лучше искать помощи в принятии
    российского подданства, что и было сделано в 1731 году.
    По его настоятельной просьбе в 1735 году был основан город Оренбург
    в устье реки Ори (позднее Орская крепость). Современный Оренбург был
    заложен в 1743 году близ устья реки Сакмары.
    По мнению знатока края П. И. Рычкова, название города происходит
    от слияния тюркских слов "Ор” ("яма”) и немецкого "Бург” ("крепость”).
    С 1744 года город стал центром Оренбургской губернии, куда входи-
    ла вся территория современного Казахстана. Первым губернатором был
    назначен И. И. Неплюев.
    По задумке Абулхаир-хана, города эти должны быть символами га-
    рантии стабильности, защиты его замыслов, осуществления контроля за
    караванными путями из Хивы, Бухары в Россию, что по длительности со-
    ставляло около двух недель. В торговле он видел большую выгоду.
    Абулхаир не исключал также, что города могли служить укрытием
    для него в случае нападения недругов.
    В политических целях он использовал российское подданство для укреп-
    ления своего влияния в степном крае. Такие действия шли в разрез с интере-
    сами других крупных казахских лидеров, видевших в Абулхаире соперника и
    по этой причине не желавших его усиления за счёт царского правительства.
    В указе, подписанном императрицей Анной Иоанновной, по городу
    Оренбургу было чётко обозначено:
    "— Всем и всякому народу российскому, купечеству, мастеровым и
    разночинцам, а также иностранных европейских государств, иноземцам,
    купцам и художникам, а также из азиатских стран, приезжим в город,
    приходить, селиться, жить, торговать, заниматься всяким ремеслом, про-
    мышлять, иметь жилище, свободно перемещаться без всякой опасности и
    задержания.
    — Иметь свободное содержание вер и духовных персон, строения по
    своим законам церквей”.
    Почти два века Оренбург, как губернский город, был экономическим
    и политическим центром огромной территории.
    Здесь проходил первый киргизский (казахский) съезд, где впервые от-
    крыто ставились вопросы о независимости, свободе и программе действий.
    Открывал его 2 апреля 1917 года редактор газеты "Казах” Ахмед Бай-
    турсынов, на котором он был избран председателем президиума. Чуть поз-
    же газета вышла с предложением "О подготовке к Учредительному собра-
    нию и провозглашению "Алаш” партией киргизов (казахов)”.
    Партию предложили назвать словом "Алаш”, которое было лозунгом
    наших предков. Автономии казах-киргизских областей присвоить назва-
    ние "Алаш-Орда”, организовав Временный народный совет "Алаш-Орда”,
    состоящий из 25 человек, 10 мест из которых представить русским и дру-
    гим народам, живущим среди казах-киргизов. Местом пребывания "Алаш-
    Орды” временно избрать город Семипалатинск.
    Раскол среди делегатов произошёл по вопросу о сроках объявления ав-
    тономии. За немедленное проголосовало 33, против — 42 делегата, три деле-
    гата, среди которых был Мустафа Чокаев (Мустафа Чокай), воздержались.
    Председателем Всекиргизского народного совета был избран Али-
    хан Бокейханов. Все лидеры "Алаш-Орды” были представителями "белой
    кости”, которые прекрасно понимали и давали себе отчёт, что должно слу-
    читься после Февральской революции, когда пришедшее к власти Вре-
    менное правительство было действительно временным. Инициативу пе-
    рехватили большевики, имевшие свою программу, которая в конце концов
    решила судьбу алаш-ордынцев.
    В феврале 1925 года столица была перенесена из Оренбурга в Кы-
    зыл-Орду. На V съезде Советов Казахской АССР было принято постанов-
    ление "О восстановлении исторически правильного наименования казах-
    ского народа и переименовании Киргизской АССР в Казахскую АССР”. В
    мае 1929 года столица была перенесена в Алма-Ату.
    С 10 декабря 1997 года столицей Казахстана стала Акмола (с 6 мая
    1998 г. город переименован в Астану). С 200- года день 6 июля отмечается
    как национальный государственный праздник — День столицы.
    Но вернёмся к Абулхаир-хану. Подданство принято. Города строятся.
    Теперь он должен жить по законам и правилам Российской империи. От-
    ношения меняются. Как говорят казахи: "От болезни можно излечиться,
    от привычки — никогда!”.
    Привыкшему жить по своим правилам, жить по-новому трудно, ско-
    рее, невозможно.
    Верный себе Абулхаир при удобном случае делал набеги на калмы-
    ков, каракалпаков, башкир, русских, грабя и уводя их в плен.
    Приняв подданство и не платя никаких налогов, Абулхаир-хан в годы
    правления Джунгарией Ламы-Доржи тайно послал к нему доверенных
    людей с предложением выдать за него замуж свою дочь Зулейху, которое
    тем было с удовольствием принято. Такова была, есть и всегда будет при-
    тягательная сила Власти и Политики!
    В 1748 году Абулхаир-хана убил султан Среднего жуза Барак. По од-
    ной из версий, в тот год люди одного из крупных родов Среднего жуза —
    найманы — под руководством султана Барака напали на каракалпаков.
    В то время неожиданно подоспел Абулхаир. Каракалпаки встретили
    его с большой радостью и просились перейти к нему со всем скотом и иму-
    ществом, при условии, чтобы он не отдавал их Бараку. Азартный и алч-
    ный к добыче хан приказал своим грабить тех, кого уже султан Барак зах-
    ватил в плен.
    Барак, давний соперник Абулхаира, раздражённый его поступком,
    бросился на него. Окружённый со всех сторон, хан долго и храбро защи-
    щался. Тяжелораненный в голову, он ослабел. Тут к нему подскочил Сы-
    рымбет, свалил его с седла, а подоспевший султан Барак слез с лошади и
    заколол несчастного хана.
    По другой версии, Абулхаир-хан возвращался из Орска после очеред-
    ных торгов-переговоров с новой властью. Между реками Тургай и Улы-Саяк
    он встретился с султаном Бараком. Между ними начался ожесточённый
    спор, который закончился угрозами Барака, и Абулхаир решил спастись
    бегством. Но сын Барака Шигай нагнал его, сшиб копьём, а подоспевший
    султан Барак отрубил ему голову.
    Как бы там ни было, убийцей Абулхаир-хана является султан Барак.
    Но недолго жил Барак после своего коварного деяния. По слухам, он
    был отравлен в 1750 году кандидатом в зятья джунгарским ханом Ламой-
    Доржи, по настоятельной просьбе сына Абулхаира хана Нуралы.
    Отчётливо осознавая своё положение, в котором пребывал в после-
    дние годы жизни, перед смертью Абулхаир продиктовал письмо губерна-
    тору края И. И. Неплюеву, попросив пригреть детей и отомстить убийцам в
    случае его гибели. Письмо это сохранилось.
    После смерти хана осталась жена Бопай. Это была женщина редкого
    ума, заслужившая уважение и почёт не только сыновей и мужа, не при-
    ступавших ни к одному делу без её совета и одобрения, но и русского пра-
    вительства.
    Она родила и вырастила шестерых сыновей и дочь Зулейху. Кроме
    того, от хана остался сын Чингиз, рождённый от калмычки.
    Получив известие о гибели Абулхаира, семья обратилась к русскому
    правительству об отмщении и присылки войск для преследования и нака-
    зания султана Барака. Однако такие действия со стороны официальных
    властей могли нарушить хрупкое мирное состояние края и привести к не-
    предсказуемым последствиям.
    Прагматичный губернатор И. И. Неплюев прекрасно понимал: в та-
    кой ситуации безвластие ещё больше может обострить конфликтную си-
    туацию. Поэтому было принято решение назначить выборы нового хана,
    которые и состоялись 2 октября 1748 года на берегу реки Каинлы-Иргиз.
    Было учтено, что хан Абулхаир успел назначить преемника. Уважая
    его волю, а также ценя мудрость Бопай-ханши, русское правительство пред-
    почло поддержать Нуралы, который и был провозглашён ханом.
    Его избрание проходило не по древнему обычаю, когда хана подни-
    мали на белой кошме перед народом, а гораздо проще.
    Прочитали соответствующую молитву в его юрте, куда было допуще-
    но только по 10 знатных людей от каждого рода.
    Несмотря на всю скромность торжественной процедуры, в степи не по-
    явилось соперника, который бы стал оспаривать у Нуралы его права на власть.
    22 октября 174- года просьба об утверждении Нуралы ханом была
    отправлена в императорский двор. 26 февраля 1749 года выдана высо-
    чайшая грамота, а в июне того же года он был приведён к присяге губерна-
    тором И. И. Неплюевым в г. Оренбурге, куда новый хан прибыл с братьями
    и большой свитой.
    Это торжественное событие происходило на левом берегу Урала с
    приглашением многочисленных гостей. Были совершены подобающие
    ритуалы со всеми почестями в соответствии с регламентом. Церемони-
    ей были ошарашены и поражены вольные кочевники-степняки, никог-
    да ранее не видавшие подобного. Прозвучали пушечные залпы, состо-
    ялся парад войск, играл оркестр.
    Церемония началась с оглашения императорской грамоты, затем на
    Нуралы были надеты соболья шуба, шапка и вручена сабля. В заключе-
    ние новый хан, осознав своё величие, спустился на колени и, волнуясь,
    присягнул на Коране на верность России. Управлял хан Нуралы своими
    подданными почти сорок лет, наполненных драматическими событиями.
    Подвластный ему край только с восточной стороны граничил с отно-
    сительно спокойными соседями-соплеменниками. С юга на него часто
    нападали хивинцы. С севера — башкиры, с запада — жестокие и дерзкие
    яицкие казаки.
    Получая таким образом потрясения со всех сторон, Младший жуз не
    мог оставаться в покое, привык к волнениям как внутри, так и вне своих
    границ.
    В силу этих причин его ханы всегда отличались бессилием и слабос-
    тью. В то же время были категорически против реформ, которые пыталось
    проводить государство. Прекрасно понимая, что реформами они теряют
    власть. Лучше полагаться на свою многочисленную родовую родню — "бе-
    лую кость”, с помощью которой править "чёрной костью”, что вызывало
    ответную негативную реакцию.
    Народ, реже защищающийся от внешних врагов и реже побуждае-
    мый к отмщению от внутренних, всегда смирнее и миролюбивее в сравне-
    нии с тем, который постоянно в борьбе. Недаром существует шутливая по-
    говорка: "Дай Младшему жузу копьё — и отправь на войну, Среднему —
    бумагу и перо. Старшего пошли пасти овец”.
    С 1783 года Младший жуз был охвачен грозными волнами восста-
    ния, длившегося с перерывами почти 14 лет — под руководством пассио-
    нарной целеустремлённой и волевой личности Срыма Датова стало наби-
    рать силу движение за упразднение ханской власти.
    Власть перешла к Народному собранию, в котором не было ни одного
    представителя "белой кости”, предводителем стал чрезвычайно активный,
    сильный характером Срым Датов.
    Будучи непримиримым врагом хана Нуралы, особенно его наслед-
    ственных преимуществ от рождения, Срым всячески доказывал бесполез-
    ность ханской власти и замену её своей.
    "Народное собрание” присягнуло на верность империи, соглаша-
    ясь исполнять все повеления русского правительства, прекратить все
    междоусобицы и грабежи, сохранять мир и спокойствие. Взамен требова-
    ло одного: "Наследники Абулхаира должны быть навсегда лишены прав
    становиться ханами Младшего жуза!”.
    Подобные реформы снизу нашли поддержку у губернатора Оренбур-
    гской губернии О. А. Игельстрома, который надеялся, что подобные дей-
    ствия местных выборных властей приведут к миру и спокойствию в крае.
    Губернатор стал доверять больше Срыму Датову, нежели хану Нура-
    лы, несмотря на яростные протесты последнего.
    Беззащитный Нуралы вынужден был искать спасения под кровом
    империи. Просил пограничное начальство о военной поддержке, чтобы
    подавить смуту, но получил отказ. Для сохранения своей жизни и жизни
    ближайшего окружения он из своей кочевой ставки сначала переехал в
    Оренбург, а потом в Уфу, где и жил с почестями, согласно его рангу и поло-
    жению. Умер в 1790 году, оставив 40 сыновей. Завещав детям своим: "Быть
    всегда покорными России как новому Отечеству!”.
    Между тем русское правительство склонялось к мысли о назначении
    нового хана, что стало страшным ударом для Срыма Датова. Вскоре он
    объявил себя врагом России, прервал прежние дружеские доверительные
    отношения с губернатором. Не откладывая дела в долгий ящик, энергич-
    ный Срым Датов приступил к решительным действиям. Отправил послов
    в Бухару. Получив оттуда поддержку и напутствие, начал боевые действия,
    продолжил набеги на русскую границу.
    Затем он созвал в устье Эмбы большое народное собрание, разослав
    повсюду призывы к неповиновению власти. Однако они не имели полной
    поддержки.
    Многие, узнав о решении восстановить ханскую власть, обрадовались,
    особенно потомки Абулхаира. Они приняли сторону Российской империи,
    что подливало масла в огонь в борьбе за власть.
    Новый хан Ералы, сменивший Нуралы-хана, ничего не мог поделать
    с народным героем Срымом Датовым. Срым считал его незаконным, гово-
    ря современным языком — нелегитимным, более того, прибёг к сильному
    испытанному приёму: "Мусульманам запрещено покоряться христианам!”.
    Началась новая смута. В 179- году после разгрома аула следующего хана
    Младшего жуза Есима и убийства его повстанцами Срым бежит в Хиву, где,
    по некоторым сведениям, он был отравлен, забыв простую истину: "Без вла-
    сти ты никто. Ты никакой власти не нужен. Одни неприятности от тебя.
    Забудь прежние заслуги!”. По другим данным, срым Датов погиб в 1-02 году.
    Не пройдёт и полувека, как Младший жуз охватит новая волна народ-
    ного восстания — под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Уте-
    мисова.
    Оба выходцы из одного рода. Были произведены в старшины — руко-
    водителей своих родов за их недюжинные способности и уважение среди
    соплеменников. Первый — ханом Внутренней орды Букеем, второй — его
    сыном Джангиром. Исатай был официально утверждён в этой должности
    Оренбургской пограничной комиссией, а вот Махамбета не утвердили.
    В отличие от Исатая, бывшего безграмотным, как абсолютное боль-
    шинство казахов того времени, Махамбет был хорошо образован. Владел
    татарским и русским языками. Читал Коран — следовательно, знал и
    арабский. Много путешествовал. Поэт, оратор. Везде и всюду был излюб-
    ленным и желанным гостем народа.
    Одно время жил в ханской ставке. Пользовался расположением се-
    мьи. Был воспитателем одного из сыновей хана Джангира, когда тот учил-
    ся в Оренбурге. Потом Джангир и Махамбет разошлись во взглядах. Ма-
    хамбет примкнул к Исатаю, став его "народным трибуном” и "душой вос-
    стания”.
    Восстание вскоре было подавлено, уже правительственными войсками.
    "Буревестниками” потрясений двигала жажда власти, вызванная
    беззаконием в действиях реальных Властей!
    Участников восстания судили, наказывали палочными ударами,
    забивая до смерти. Приговаривали к каторжным работам, направляли в
    арестантские роты, ссылали в Сибирь, отправляли на вечное поселение в
    холодные края.
    Так силой стали приучать к закону и покорности властям кочевни-
    ков-степняков, которые хотели жить по своим правилам и понятиям, по
    своей простоте, наивности, главным образом, из-за своей безграмотности
    не понимая и не принимая во внимание простую истину: "Всё течёт. Всё
    меняется”. Такова простая философия жизни.
    В 1-45 году было введено "Новое положение по управлению Млад-
    шим жузом”, на деле означавшее конец ханской власти. А тут и рукой по-
    дать до Великой Октябрьской социалистической революции. Великой
    смуты, охватившей шестую часть земного света, в сравнении с которой
    все предшествующие — её бледная тень.
    В этой стихии, как и должно было быть, не остались в стороне чрез-
    вычайно активные и пассионарные лидеры жузов, испытав до конца все
    "прелести” этой стихии.
    Думаю, небезынтересна читателям судьба потомков прославленных
    ханов. Наиболее известными из которых в казахской и российской исто-
    рии являются правнук Аблая — Чокан Валиханов и правнук Абулхаира —
    Джангир, во времена которых завершилась эпоха ханов.
    Чокан Валиханов (1835—1865) — штаб-ротмистр. Учёный. Историк.
    Этнограф. Автор пятитомного собрания сочинений на русском языке. Дей-
    ствительный член Императорского географического общества, фактичес-
    ки являвшегося разведывательным отделом Генерального штаба россий-
    ской армии.
    Был избран на должность старшего султана Атбасарского округа, но
    не утверждён генерал-губернатором края А. О. Дюгемалем. Умер, не оста-
    вив наследников.
    Джангир (1803 — 1845) — хан Внутренней (Букеевской) орды. Генерал-
    майор. Награждён орденом св. Анны I степени с императорскою короною,
    украшенной алмазами, золотой медалью с портретом государя-императо-
    ра, осыпанную бриллиантами. Подобной монаршей милостью до него ник-
    то удостоен не был. Говорил и писал на русском, персидском, арабском язы-
    ках. В 1841 году в своей ставке открыл первую на территории современного
    Казахстана школу, в которой проводились занятия по исламу, "азиатско-
    му” и русскому языкам, математике, истории, географии.
    Женат. Имел трёх жён, восьмерых сыновей.
    Таков итог ханских династий Среднего и Младшего жузов. Теперь это
    достояние истории

    Окончание в следующем номере.
    Категория: Летопись Евразии | Добавил: Людмила (12.09.2011)
    Просмотров: 939 | Теги: Галим КУДАЙБЕРГЕНОВ | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz