Четверг, 25.05.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [52]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 243
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Летопись Евразии

    С. Чемармазович. В будущее — постигая прошлое
    № 5, 2011

    В Казахстанском филиале МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках работы Научно-об-
    разовательного центра евразийской культуры состоялась вызвавшая большой интерес уча-
    щейся молодёжи публичная лекция доктора филологических наук, автора монографии "По-
    этика литературной игры” Асимы Калимовны Ишановой на тему: "Философия бытия в древ-
    нетюркской литературе”.
    Известный в Казахстане литературовед, исследователь поэтики ли-
    тературы А. С. Ищанова рассказала о той огромной роли, которую сыгра-
    ла находка стелы с надписью в честь Куль-Тегина. По случаю обнаруже-
    ния этого памятника (в связи с этим событием можно было пересмотреть
    вопрос о времени появления тюркской, в том числе и казахской письменнос-
    ти) в 2002 году в ЕНУ состоялась конференция с участием ярких творческих
    личностей своего времени — Олжаса Сулейменова, Чингиза Айтматова, Ири-
    ны Стрелковой, известных тюркологов из России. Напомним, что стела, уста-
    новленная в первом атриуме главного здания ЕНУ, была скопирована япон-
    цами с оригинала и при содействии Имангали Тасмагамбетова, бывшего
    тогда премьер-министром Республики Казахстан, перевезена в Астану, в
    здание Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва.
    По словам Асимы Ишановой, надпись на этом памятнике позволяет
    почерпнуть множество сведений о жизни того периода, о философии сред-
    невекового человека. Так, были расшифрованы слова "тюрк” и "тенгри”,
    что позволяет утверждать о принадлежности памятника тюркскому наро-
    ду и предполагает бытование в то время тенгрианства.
    Рассказывая о концептуальных основах древнетюркской филосо-
    фии бытия, Асима Калимовна привела примеры мировоззренческих
    тенденций, господствовавших в то время у тюрок, из книги известного
    казахстанского филолога, писателя, переводчика, учёного-тюрколога, академика
    Академии гуманитарных наук РК Немата Келимбетова "Древний период истории
    Казахстана” (к сожалению,Н. Келимбетов скончался 14 декабря 2010 года на 74-м
    году жизни после продолжительной болезни). Среди примеров, иллюстрирую-
    щих сущность бытия тюрок того времени, наиболее примечательной была интер-
    претация известного словосочетания "¼ айтыс болды”, очень привычного
    нам сегодня. Н. Келимбетов же продемонстрировал читателям его глубин-
    ный смысл — "вернуться в начало, к истокам бытия”. Это значит, что, по
    представлениям тюрок, человек, умирая, получал наилучший путь. Он не
    покидал родную колыбель, а наоборот, возвращался к ней. "Смерть даёт
    подлинную оценку деяниям человека, особенно если это такая жизнь, как
    у Куль-Тегина”, — заключила Асима Калимовна.
    Ещё одним из ярких эпизодов встречи был разговор о Коркыте. Обще-
    известно, что Коркыт — создатель кобыза, сказитель, покровитель поэтов,
    музыкантов, баксы. Новым же для нас оказалась интерпретация семанти-
    ки его имени, в котором две части: первая ("кор”) и вторая ("кут”), являющие
    собой понятия начала и конца. Показательным здесь является обращение
    к мысли о том, что далеко не каждый народ, тем более в IX веке, имел свой
    миф, обращённый к теме бессмертия, неприятия конца существования.
    Красной нитью через всё музыкальное наследие Коркыта проходит мысль
    о бессмертии музыки, как и о бессмертии души человека. Как отметила
    Асима Калимовна, именно здесь видна важнейшая особенность тюркского
    архаического сознания, состоящая в единстве противоположностей.
    В завершение беседы А. К. Ишанова выразила сожаление о том, что
    современные исследователи не заинтересованы в постижении проблем
    изучения истории отдельных произведений казахской литературы: "Про-
    изведения классиков до конца не прокомментированы, а в школьных учеб-
    никах отсутствует глубокое их прочтение. Сейчас настало время, когда
    можно всё перечитывать заново”.
    В этих словах нам, молодым филологам, нужно видеть не упрёк, а
    призыв к действию, надежду на то, что появятся заинтересованные люди,
    пытливые молодые учёные, способные раскрыть самые неизведанные
    страницы отечественной истории с тем, чтобы пролить свет на особенно-
    сти древней философии человека. А это в свою очередь поможет нам и в
    понимании человека современности. Как известно, времена меняются, а
    суть человека остается прежней.

    Светлана ЧЕМАРМАЗОВИЧ,
    студентка 2-го курса филологического факультета
    Казахстанского филиала МГУ имени М. В. Ломоносова.
    г. Астана.

    Категория: Летопись Евразии | Добавил: Людмила (28.06.2011)
    Просмотров: 646 | Теги: Светлана ЧЕМАРМАЗОВИЧ | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Спасибо!

    Спасибо, хорошее стихотворение.

    Где-то читал, что талантов у нас пруд пруди, всех невозможно
    перечислить.
    Заблуждение, однако. 
    Поэт – явление весьма редкое, парадоксальное, противоречивое.
    За дар слова надо дорого платить – жизнью, каторгой,
    судьбой.
    Среди разрухи, убожества, предательства увидеть чистыми
    глазами ребёнка
    первозданную красоту природы, «тронуть трепетные струны
    человеческой души».
    Владимир Гундарев не успел допеть до конца свою песню о
    любви.
    Теперь будем по воспоминаниям современников, как из мозаики,
    складывать его образ.
    Читатель Егор Дитц поделился с нами сокровенным, получилась
    интригующая история.
    По крайней мере, не шаблон. Оказывается, писатели приезжали
    и выступали прямо на
    заводской площадке. Рабочие знали стихи наизусть. Интересное
    время – советское прошлое!
    Почему всё перечёркиваем и не берём самоё лучшее в нынешнюю
    жизнь?
    На всех каналах телека – реклама и еда, будто страшная
    голодуха в стране. Стихи читайте,
    господа, почаще для похудения и профилактики скудоумия.
    Талл.

    Два четверостишия показались мне достойными внимания:

    Любимый, словнобабочка, у сердца вьётся,
    Да в руки взять никак не удаётся,
    Верь, то, что можно подержать в руках,
    Уже обратно сердцем не берётся.
     ...
    Сарказм убогий
    множества мужчин,
    Как он легко под женским взглядом тает!
    Благоразумие легко его сменяет,
    Ведь для сарказма нет уже причин…

    По-моему - хорошо и изящно!


    Людмила, здравствуйте! Кажется, в 1981 году  по путёвке Союза писателей  мы с Владимиром Гундаревым проводили творческие встречи в городе Темиртау. Приходилось выступать перед самой различной аудиторией: студентами ,школьниками, учителями, инженерами, рабочими, милиционерами и сидельцами, новобранцами и ветеренами. Публика была весьма начитанной и неравнодушной. Честно отработав почти две недели кряду, мы позволили себе отметить такое событие, а потом долго гуляли по насквозь продутому ветрами проспекту Металлургов . Размышляли о смысле жизни, о писательских судьбах, о деятельности литературного объединения«Магнит». Володя был внимательным и чутким собеседником. Он угадывал ростки дарования и бережно относился к людям. Мы поражались мужеству тех, кто воздвиг Казахстанскую Магнитку.
    Когда рухнул Союз, и многие беспомощно барахтались  среди хаоса, В.Р.Гундарев сумел совершить невозможное – нащупать точку опоры и создать на пустынном  месте остров надежды – русский журнал «Нива», чтобы каждый пишущий, взобравшись то ли на пьедестал, то ли на эшафот мог сказать своё Слово. И я, после потерь, потрясений, разочарований, ухватившись за соломинку, прибилась к зелёному берегу Поэзии, где царили братство, уважение, взаимопонимание. И сам Мастер, попыхивая трубкой, в прошлой жизни то ли капитан, то ли шкипер, то ли бывалый морской волк, вернувшийся из кругосветки, бесконечно выслушивал произведения абсолютных гениев-самородков и указывал на промахи и даже ошибки в правописании. И они смиренно соглашались с ним, отбросив заносчивость, высокомерие, леность. Но где ещё могли согреть  и приютить озябшие души мытарей-поэтов?
    Невозможно свыкнуться с мыслью, что его уже нет. Чувство сиротства ощутили родные и близкие,читатели и авторы. Где-то там, с заоблачных высот, он взирает на суету сует и великодушно прощает всех нас за несусветные поэтические бредни, словно ему одному известно, для чего людям нужны стихи. Глубинная связь с народом ощущается в творчестве Николая Рубцова, Михаила Анищенко-Шелехметского, Владимира Гундарева. Недаром стихотворение «Деревня моя деревянная» стала любимой песней горожан и сельчан. Светлый, добрый талант несёт радость людям. У меня нет кумиров, я не поклоняюсь идолам, но таким поэтам надо ставить памятники на земле. Хочется верить, что появится книга памяти Владимира Романовича Гундарева. Помните, как в своём первом сборнике /1973 г./ он обратился к соплеменникам:
    Есть начало начал – основа.
    А такое простое слово
    и такое мудрое слово
    лишь присниться может во сне, -
    это чувство живёт во мне.
    Только этим прекрасным словом
    можно было назвать его
    это слово – Любовь!.. Любовь…
    В нём земля вместилось и небо,
    и степного цветка колдовство.
    Если б этого слова не было –
    я бы сам придумал его…
    Спасибо всем, кто причастен к поэтическому конкурсу «Мой родной дом»!
    Любовь Усова.

    Класс! очень понравилось! heart

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz