Воскресенье, 28.05.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [52]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 243
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Из почты "Нивы"

    А. Элькинд. Родина — это и есть судьба
    № 7, 2011

    Песня "С чего начинается Родина” была написана в 196- г., в эпоху
    стабильности советской власти, для военно-патриотического художествен-
    ного фильма "Щит и меч”. Её популярность, возникшая сразу после показа
    фильма, пережила советский период и сохранилась до сих пор среди мил-
    лионов постсоветских людей, несмотря на старательное "разоблачение”
    всего советского и обильное поливание грязью всего, что связано с советс-
    ким строем. Это вызывает желание разобраться, в чём же секрет её уни-
    версальности для советской и постсоветской эпох и актуальности для на-
    шего времени.
    Возможно, я мыслю уже по-французски, но прежде всего хочу ска-
    зать, что все составляющие дух песни, то есть текст и музыка, были созда-
    ны мастерски: проникновенная и запоминающаяся мелодия композито-
    ра Баснера, глубокие и в то же время понятные слова Матусовского и, ко-
    нечно же, безукоризненное исполнение любимцем публики той эпохи —
    Марком Бернесом. Проанализировав текст, я пришёл к выводу, что он воз-
    действует на подсознание, по кирпичикам закладывая необходимую ин-
    формацию, подобно системам психологического воздействия, которые так
    успешно и часто применяются сегодня для сбыта продукции и пропаган-
    ды идей. Но если современные методы тщательно просчитаны в институ-
    тах на основе учения Фрейда и Юнга, то в случае с этой песней, я уверен,
    никакие специально разработанные технологии не использовались. При
    этом слова песни воздействуют и на моё подсознание.
    А если спросить лично меня, с чего начинается моя Родина, то я, не
    задумываясь, отвечу: "с русского языка”, т.е. "с картинки в твоём букваре”.
    Я родился в городе Алма-Ате в советскую эпоху. Я считаю свой город роди-
    ной, но Большой Родиной я считаю Россию. При этом в России бывал толь-
    ко с визитами, никогда там не жил, если не считать два года службы в
    армии. Объясняется эта моя, если хотите, любовь тем, что мой родной язык
    — русский, и воспитан я на культуре, в основе которой лежит русский язык.
    В основе любой культуры — язык. А мой язык русский был не только древ-
    ним, но и печатные книги имел одним из первых.
    Следующий фактор связан с социумом, т. е. с наличием добрых взаи-
    моотношений и взаимопонимания с окружающими. Ведь если у человека
    есть друзья, значит, в социуме у него есть понимание и поддержка. Из
    моего родного города Алма-Аты большинство из моих друзей, если не все,
    уехали кто куда, и на сегодняшний день у меня нет там "хороших и верных
    товарищей, живущих в соседнем дворе”, хотя раньше были. Моя мать пела
    мне в детстве русские народные песни. Проговаривала приговорочки, при-
    бауточки, присловия, услышанные и усвоенные ею от бабушек и своей
    матери. Что опять же определяет и отождествляет для меня понятие "Ро-
    дина” с Россией ("с той песни, что пела нам мать”). Кроме того, понятие
    "Родина” у меня прочно связано с принципами, заложенными отцом: чес-
    тность, порядочность, добросовестность, стремление к справедливости во
    благо сотоварищей и во благо истины, которую никогда не достичь, но
    стремиться к ней нужно. Сопротивление порабощению, которое сегодня
    проявляется в форме потакания многим свойственным современному
    миру слабостям и порокам (алкоголизму, наркомании, азартным и ком-
    пьютерным играм). Эти принципы для меня как раз то, что "в любых ис-
    пытаниях у нас никому не отнять”. Кроме того, Родина начинается там,
    где прошло детство, где возникали моменты откровений и были проведе-
    ны часы раздумий. То есть Родина там, где было место для уединения,
    которое так необходимо человеку для формирования и развития личнос-
    ти. Это и есть та "заветная скамья у ворот”. А представленные в песне об-
    разы — "берёзки, что во поле, под ветром склоняясь, растёт” и "дороги про-
    сёлочной, которой не видно конца” — это ведь сокровенное, оно-то и пере-
    кликается с "песнями, которые пела нам мать”… Такими, как "Во поле
    берёзка стояла”, "Ах ты, Порушка-Паранья”, "Русское поле”, "Эх, дороги…”
    и создают убеждение, что Родина — это пространство, где мирно, свобод-
    но, раздольно и уютно. Это убеждение дополняется образом "весенней за-
    певки скворца”. Помимо этого, Родина — это место, в которое тянет после
    более или менее продолжительного отсутствия. Очень приятно возвращать-
    ся домой, когда, завидев "окошки, горящие вдали”, сердце начинает уча-
    щённо биться в ожидании встречи с любимыми людьми. Родное место, где
    нормальным является ощущение безопасности и уюта. А тот факт, что мои
    деды воевали против фашистов, навсегда заложил во мне убеждение в су-
    ществовании как минимум двух враждующих лагерей: тех, кто воевал про-
    тив фашистов, и тех, кто воевал на стороне фашистов (включая предате-
    лей и нынешних переписчиков истории), причём лагеря эти, как деление
    на ЧЁРНОЕ и БЕЛОЕ, существуют по сей день. И ТА война далеко не закон-
    чилась… Так что для меня, "как бы француза”, Родина тоже начинается
    "со старой отцовской будёновки, что где-то в шкафу мы нашли”. Только
    вместо будёновки выступают ордена и медали моих дедов, номер газеты
    "Правда” за 1942 г. с приказом Сталина не сдаваться в плен, а также фото-
    графия младшего сына одной из моих бабушек — Ивана, который был
    призван на срочную службу в середине войны и погиб в возрасте 16 лет. А
    ещё очень важно осознавать, что твоя Родина — большая и сильная. Рань-
    ше у меня всегда вызывал гордость тот факт, что от Алма-Аты до Москвы
    надо ехать 5 суток на поезде, а до Владивостока — - суток, и что это — всё
    одна страна! Такая огромная территория, и есть чувство безопасности и
    значимости! И можно было сказать, что Родина начинается "со стука ва-
    гонных колёс”… Правда, "это усё у прошлом”, как говаривал один извест-
    ный русским лауреат Нобелевской премии. Понятие Родины очень сильно
    связано с прошлым. Неслучайно, что сегодня у людей на постсоветском
    пространстве хотят вытравить их прошлое. Не калёным железом, так изощ-
    рёнными технологиями психологического воздействия и дезинформа-
    ции… А "клятва, которую в юности ты ей в своём сердце принёс” (в моём
    случае это была воинская присяга) просуществовала один год — с 1991 по
    1992 год, ровно год до распада великого и уважаемого всеми странами
    Советского Союза. То есть целый год ещё я был верен несуществующей
    стране. Если утрировать, то можно сказать, что тогда Родины лишились
    миллионы людей.
    Если абстрагироваться от реальных географических названий, то,
    я считаю, в этой песне вопрос не задаётся, а скорее предоставляется
    ответ на вопрос.

    г. Париж, Франция.

    Категория: Из почты "Нивы" | Добавил: Людмила (12.09.2011)
    Просмотров: 662 | Теги: Алексей ЭЛЬКИНД | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Спасибо!

    Спасибо, хорошее стихотворение.

    Где-то читал, что талантов у нас пруд пруди, всех невозможно
    перечислить.
    Заблуждение, однако. 
    Поэт – явление весьма редкое, парадоксальное, противоречивое.
    За дар слова надо дорого платить – жизнью, каторгой,
    судьбой.
    Среди разрухи, убожества, предательства увидеть чистыми
    глазами ребёнка
    первозданную красоту природы, «тронуть трепетные струны
    человеческой души».
    Владимир Гундарев не успел допеть до конца свою песню о
    любви.
    Теперь будем по воспоминаниям современников, как из мозаики,
    складывать его образ.
    Читатель Егор Дитц поделился с нами сокровенным, получилась
    интригующая история.
    По крайней мере, не шаблон. Оказывается, писатели приезжали
    и выступали прямо на
    заводской площадке. Рабочие знали стихи наизусть. Интересное
    время – советское прошлое!
    Почему всё перечёркиваем и не берём самоё лучшее в нынешнюю
    жизнь?
    На всех каналах телека – реклама и еда, будто страшная
    голодуха в стране. Стихи читайте,
    господа, почаще для похудения и профилактики скудоумия.
    Талл.

    Два четверостишия показались мне достойными внимания:

    Любимый, словнобабочка, у сердца вьётся,
    Да в руки взять никак не удаётся,
    Верь, то, что можно подержать в руках,
    Уже обратно сердцем не берётся.
     ...
    Сарказм убогий
    множества мужчин,
    Как он легко под женским взглядом тает!
    Благоразумие легко его сменяет,
    Ведь для сарказма нет уже причин…

    По-моему - хорошо и изящно!


    Людмила, здравствуйте! Кажется, в 1981 году  по путёвке Союза писателей  мы с Владимиром Гундаревым проводили творческие встречи в городе Темиртау. Приходилось выступать перед самой различной аудиторией: студентами ,школьниками, учителями, инженерами, рабочими, милиционерами и сидельцами, новобранцами и ветеренами. Публика была весьма начитанной и неравнодушной. Честно отработав почти две недели кряду, мы позволили себе отметить такое событие, а потом долго гуляли по насквозь продутому ветрами проспекту Металлургов . Размышляли о смысле жизни, о писательских судьбах, о деятельности литературного объединения«Магнит». Володя был внимательным и чутким собеседником. Он угадывал ростки дарования и бережно относился к людям. Мы поражались мужеству тех, кто воздвиг Казахстанскую Магнитку.
    Когда рухнул Союз, и многие беспомощно барахтались  среди хаоса, В.Р.Гундарев сумел совершить невозможное – нащупать точку опоры и создать на пустынном  месте остров надежды – русский журнал «Нива», чтобы каждый пишущий, взобравшись то ли на пьедестал, то ли на эшафот мог сказать своё Слово. И я, после потерь, потрясений, разочарований, ухватившись за соломинку, прибилась к зелёному берегу Поэзии, где царили братство, уважение, взаимопонимание. И сам Мастер, попыхивая трубкой, в прошлой жизни то ли капитан, то ли шкипер, то ли бывалый морской волк, вернувшийся из кругосветки, бесконечно выслушивал произведения абсолютных гениев-самородков и указывал на промахи и даже ошибки в правописании. И они смиренно соглашались с ним, отбросив заносчивость, высокомерие, леность. Но где ещё могли согреть  и приютить озябшие души мытарей-поэтов?
    Невозможно свыкнуться с мыслью, что его уже нет. Чувство сиротства ощутили родные и близкие,читатели и авторы. Где-то там, с заоблачных высот, он взирает на суету сует и великодушно прощает всех нас за несусветные поэтические бредни, словно ему одному известно, для чего людям нужны стихи. Глубинная связь с народом ощущается в творчестве Николая Рубцова, Михаила Анищенко-Шелехметского, Владимира Гундарева. Недаром стихотворение «Деревня моя деревянная» стала любимой песней горожан и сельчан. Светлый, добрый талант несёт радость людям. У меня нет кумиров, я не поклоняюсь идолам, но таким поэтам надо ставить памятники на земле. Хочется верить, что появится книга памяти Владимира Романовича Гундарева. Помните, как в своём первом сборнике /1973 г./ он обратился к соплеменникам:
    Есть начало начал – основа.
    А такое простое слово
    и такое мудрое слово
    лишь присниться может во сне, -
    это чувство живёт во мне.
    Только этим прекрасным словом
    можно было назвать его
    это слово – Любовь!.. Любовь…
    В нём земля вместилось и небо,
    и степного цветка колдовство.
    Если б этого слова не было –
    я бы сам придумал его…
    Спасибо всем, кто причастен к поэтическому конкурсу «Мой родной дом»!
    Любовь Усова.

    Класс! очень понравилось! heart

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz