Пятница, 21.07.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 244
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Наш общий дом

    В. Киянский. Нет кроны без корней
    № 4 2010

    Виктор КИЯНСКИЙ,
    депутат Мажилиса Парламента РК,
    член Ассамблеи народа Казахстана,
    академик МАНЭБ и МАЭ

    Казахстан, находясь в центре Евразии, с незапамятных времён был
    местом прохождения волн переселения народов, вызванных природными
    явлениями, войнами и коллизиями верований. Всё это приносило в степь
    последствия, которые и создали ту мозаику сегодняшнего дома, в котором
    мы живём.
    У нас веками вырабатывалась национальная и религиозная толе-
    рантность и мы сумели многие "я” вплести в крепкое "мы”. На новом витке
    исторического развития Президент Казахстана Н. А. Назарбаев смело пе-
    ребросил мост от "Аз и Я” к "Евро”, поставив вопрос о создании Евразий-
    ского союза. Так трансформировалась и усилилась суть топонима "Евра-
    зия”, который из географического понятия перерос в политическую тео-
    рию, а затем в Доктрину национального единства благодаря тонкой соци-
    альной интуиции нашего лидера.
    Поэтому совсем не случайно, что именно в Казахстане на границе
    двадцатого и двадцать первого веков родился уникальный институт меж-
    национального взаимодействия — Ассамблея народа Казахстана, прово-
    дящая свои ежегодные сессии во Дворце мира и согласия. Пирамида, если
    хотите, — это символ вечнозелёной ели. А ель — это глубокая память об
    алтайской колыбели тюркских и славянских народов, что на века вошло в
    фундаментальное казахское слово "ел” (страна, государство, отечество,
    родина) и русское слово "ель”, которое ежегодно символизирует в каждой
    семье начало Нового года тоже в память об алтайском празднике дерева,
    отмечавшемся 25 декабря.
    И вполне закономерно, что именно в Казахстане на русском языке
    началом восстановления древнего пути между Востоком и Западом, зава-
    ленного историческими заблуждениями многих поколений учёных, лето-
    писцев и инквизиторов.__ Сегодня успех этого дела зависит от осознания и осмысления наших
    общих корней, запечатлённых в географических топонимах, общих сло-
    вах и наших фамилиях.
    Я начал это исследование с изучения корня своей фамилии, пытаясь
    подтвердить, что мы — русские, казахи, украинцы, белорусы, татары, тур-
    ки, башкиры, узбеки, киргизы, азербайджанцы, туркмены и абсолютное
    большинство других этносов вышли когда-то из одного Алтайского "детс-
    кого сада” народов. Наверное, такой экскурс может сделать каждый. В
    основу своего экскурса я взял семь принципов, которые изложил в книге
    "Симфония народов”:
    1. Мы все вышли из одной колыбели евразийских народов и у всех
    нас значительно больше общего, чем различий, а многообразие — основа
    для единства и для притяжения, а не для отталкивания.
    2. В противовес центробежным, деструктивным силам, отодвигаю-
    щим континенты и народы друг от друга, следует культивировать "серд-
    цестремительные” силы, цементирующие казахстанскую общность, де-
    лающие её пластичнее и разнообразнее.
    3. Пространство от Альп до Китайской стены было соединительной
    лентой для многих народов. Здесь не было границ и барьеров для торгов-
    ли, поэтому у евразийцев генетическая тяга к свободному перемещению
    людей и товаров.
    4. В условиях экспоненциального роста населения в мире, ухудше-
    ния экологической ситуации и нашего транзитного положения, в одиноч-
    ку невозможно решить проблемы, "не имеющие границ”. Опустынивание
    регионов и обмеление рек начинается с опустынивания и обмеления душ.
    5. В межнациональных отношениях придерживайтесь серебряного,
    золотого и платинового правил:
    — в спорах слово — серебро, а молчание — золото;
    — во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте
    и вы с ними;
    — будьте комплиментарны, говорите то хорошее, что люди хотели бы
    услышать о себе.
    6. Качество жизни региона — математическая дробь, в числителе
    которой экономика и межнациональное согласие, а в знаменателе экст-
    ремизм и расизм. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь при любой
    экономике.
    7. Не бойтесь дружить с людьми другого цвета кожи, языка и культу-
    ры, хотя это может и не приветствоваться большинством. В вашей правоте
    великолепным защитником всегда будет генетика.
    Здесь у нас в Казахстане, в Боровом великий геохимик и эколог
    В.И. Вернадский в сороковых годах прошлого века мечтал о всеобщем брат-
    стве и разработал учение о Ноосфере, планетарное сознание которой объе-
    динит все народы в единую семью, находящуюся в гармонии с Природой.
    Может быть, XXI век станет временем исполнения этой мечты, если все
    мы будем работать на объединение, а не на распри, когда мир стоит на
    пороге глобальных климатических катастроф, грозящих новыми пересе-
    лениями народов.

    Отец, что в имени твоём?

    В великом "Слове о полку Игореве”,
    как буйная трава, вросли в славянскую
    строку кипчакские слова.
    С. Марков

    Моё евразийство начиналось в маленьких западноказахстанских
    посёлках Нехворощанка, Тихоновка, Фёдоровка и на железнодорожной
    станции Казахстан, которая сегодня стала городом газовиков — Аксаем.
    В Тихоновке, население которой сегодня живёт тихой жизнью, про-
    шло моё начальное образование с 1 по 4 класс. Жили здесь в основном вы-
    ходцы с Украины — кто во втором, а кто в третьем поколении. И разговари-
    вали мы на исковерканном украинском языке, который назывался "рус-
    ским”. На самом деле это было "Тихоновское эсперанто”, состоящее из укра-
    инских, казахских и русских слов. И ничего, отлично понимали друг друга.
    Особенно до школы — в "дописьменный период”, когда решающую роль иг-
    рала звуковая рациональность. Так что говорить в будущем на трёх языках
    — не проблема, если к этому подвигает жизнь, среда и глобализация.
    До пятого класса мы не испытывали особых затруднений, т. к. Мария
    Михайловна Лагвиненко, добрая учительница начальных классов, впол-
    не допускала в нашей писанине определённый процент украинского за-
    сорения и строго не судила, а иногда выносила с юмором наши "окраи-
    низмы” для хохота класса.
    Проблемы начались в пятом классе, когда мы переехали в п. Фёдоров-
    ку, где было уже смешанное население, и к моему русскому языку начали
    предъявляться классические требования, тем более что отец уже был не
    председателем колхоза "Заветы Ильича”, а председателем Теректинского
    райпотребсоюза, и снисходительности учителей не было. Так я из отлич-
    ника до четвёртого класса в пятом стал получать не только тройки, но иног-
    да и двойки. И только к 9-му классу выправил своё произношение, хотя
    после одиннадцатого класса получил серебряную медаль — в сочинении
    допустил одну грамматическую ошибку, написав "почтальён” вместо "по-
    чтальон”, и это при том, что мама работала на почте! Ребята смеялись над
    моими "постій же”, "на друге місце”, "каже собі той чоловике”, "і ворали на
    полі”, "він узявэ”, "не ворушайся”, "чого це ви тут пустуете”, "ти нас оце
    бачив”, "перелякався”, "авжеж, бачив”, "що це ви”, "а нам байдуже”. Спра-
    шивали: "Что это Киян сказал?” или "Что Киянка настучала?”. Хотя пони-
    мал, что эта кличка всего лишь сокращение фамилии, тем не менее вос-
    принимал это как обидную "кликуху”. Самое удивительное, что в Тихонов-
    ке украинские и казахские ребята "кучковались” и "ховались” при игре в
    казаки-разбойники вместе и даже говорили сходными словами, идя за
    кавунами и гарбузами, не вникая в истоки этой близости. И когда меня
    обзывали Киян, то мой друг детства Бауыржан успокаивал: "Пусть гово-
    рят. Это хорошее слово. Они говорят, что ты их будущий зять. У меня, на-
    пример, имя обозначает "душа кровного родственника” — и ничего, не
    обижаюсь”. Эта детская философия на время успокаивала меня и приво-
    дила в равновесие. Было время псевдонимов и "кликух” даже у первых ру-
    ководителей — Ленин, Сталин. У ребят казахов обязательно были имена-
    эквиваленты, а по сути "кликухи” — Самат (Сергей), Бахтыгали (Боря),
    Ермек (Миша), Сагин (Саша).
    Отец тоже настраивал философски: "Ну такая у нас украинская
    фамилия и не бери в голову, пусть дразнят, что ты деревянный молоток.
    Не будь только дубом”. Что киянка — это деревянный молоток — я знал с
    уроков труда, но что означает слово "киян” для меня очень долго остава-
    лось загадкой. Если честно, то именно с этого слова начался у меня ин-
    терес к изучению казахского языка и истоков близости истории украин-
    ского, русского и казахского языков. Для меня стала понятна формула:
    "В имени и фамилии таятся история, преемственность поколений, смысл
    и традиция”. Оказалась, что в слове "_ иян” закодировано столько исто-
    рий и загадок, многие из которых не объяснены до сего дня по разным
    причинам. Почему это слово "Киян” стало названием острова в Белом
    море на севере России, почему раньше Каспийское море называлось
    Киян-море, почему в сказках большие водные объекты называли окиян,
    ("По морю по окияну к славному царю Салтану”), есть тюркская притча
    "Уш киян”, а жители Киева — это кияне и киянки? В современном биль-
    ярде кий — это основной инструмент для игры, а в Актау независимая
    газета называется "Уш киян”, есть в Казахстане издательство "Уш киян”.
    Южнее Карелии была ещё Каянская Украина. Архимандрит Досифей
    писал: "И завладели немцы Каянские Украины”. Оказалось, что все их
    объединяет древнее тюркское слово "_ иян”. Откройте современный ка-
    захско-русский словарь. Это слово "_ иян” имеет значение "даль”, "далё-
    кое место”, а также "ограничивающий”, "находящийся на границе”, "по-
    граничный”, которое стало основой названия матери городов русских —
    Киева. Сегодня киевляне — это кияне и киянки, о которых современный
    украинский поэт написал возвышенно:
    Мы с тобой впервые в Киеве,
    Мне становится теплей
    От левобережных, ивами
    Обжигающих аллей.
    Фонари, брусчатка, лестницы,
    Рыжих листьев мишура,
    Володимирова крестница,
    Выхожу я из Днепра.
    А над лаврой по_домашнему
    Опускают темноту.
    И горит окно монашее,
    В эту жизнь впуская — ту.
    И кивают нам, взираючи
    Из иного бытия, Володимир, Ярославичи —
    Все киянские князья!
    Формула "Киев — мать городов русских”, используемая в "Повести
    временных лет”, имеет непосредственное отношение к легенде о призва-
    нии варягов. В определённом смысле она является отрицанием мнения о
    государственнической миссии варягов в Киевской Руси и утверждает мне-
    ние, что именно Киев, а также полянская земля, в которой появился этот
    город, и есть державное начало Руси. Тем самым признавался приоритет
    киевской традиции державности, которая вела своё начало от Кия, над
    традицией варяжской.
    Однако есть и другие версии — известных научных авторитетов. Ака-
    демик Рыбаков писал: "Полянский князь Кий действовал, вероятно, в
    конце V- первой половине VI века. Его первой резиденцией была Замковая
    гора на берегу речки Киянки возле Подола, а потом была построена кре-
    пость на высоком берегу Днепра, где потом существовала крепость Влади-
    мира I”. Критики этой точки зрения вопрошают: "Можно ли упомянутую в
    тексте древнюю Киянку назвать "речкой Кия” или же наоборот, имя князя
    происходит от названия реки?”. Ответа нет.
    В конце XIX века неожиданный вывод сделал руководитель археоло-
    гических раскопок Хайновский. По его мнению, в V веке на киевских хол-
    мах осели греки-колонисты (хиосцы, или кианеи). После чего "современ-
    ники стали называть население Киосы Кианами, что впоследствии пре-
    образовалось в Киян и Киев”.
    Академик Греков говорит о Куявии как о деревне, основанной антами
    (или полянами) в VI-VII веках с центром в Киеве. Об этом государстве сви-
    детельствуют и арабские письменные источники. Существует также ги-
    потеза, согласно которой древнему поселению, расположенному на месте
    нынешнего Киева, было бы теперь 20 тысяч лет, а имени города — 5 тысяч
    лет! Этимологи сделали такое открытие, исходя из саамского слова "кий”,
    что означает "каменный массив, выступающий из воды”. Эта гипотеза
    хорошо объясняет названия северных объектов с этим корнем. Саами яв-
    лялись потомками древнейшего восточноевропейского народа, который
    первым достиг побережья Северного Ледовитого океана вслед за отсту-
    пившим 11 тысяч лет назад ледником. Поэтому и топонимика Поморья
    изобилует саамскими названиями: Соловки (буквально "остров”), Кий —
    "камень, выступающий из воды”. Интересно, что саамское "Кый” означа-
    ет не только воду, а и реку. Народная этимология склонна объяснять про-
    исхождение всех топонимов от имён легендарных личностей. Такого же
    мнения о происхождении названия Киев придерживается Нестор — ав-
    тор "Повести временных лет”: "Яко же бысть древле цесарь Рима и про-
    звался в имя его град Рим. И пакы Антиох — бысть Антиохия… пакы Алек-
    сандр — и бысть в имя его Александрия. И многа места тако прозвани
    быша грады в имена цесарь тех и князь тех. Тако же и в нашей стране
    прозван бысть град великий Киев в имя Кия”. Этой точки зрения буду при-
    держиваться и я и постараюсь найти дополнительные подтверждения в
    исторических источниках.
    А сколько фамилий растеклось по миру, порождённых духом местно-
    сти и кипчакского князя: Кияновы, Кияновские, Киянины, Киянские.
    Особенно много их на Украине, в Польше и Белоруссии, но дошли они до
    Германии и США, закрепившись в фамилии Kinski, Kingski. Брат, который
    сегодня в Германии, при натурализации получил именно эту транскрип-
    цию. А когда было трудно, то мне всегда казалось, что в силу этой космопо-
    литной фамилии дед и отец не избежали "мест не столь отдалённых” как
    "враги народа” и "колхозного строя”, хотя имели ордена и медали. Отец в
    отличие от деда не был в длительном тюремном заключении — спасла
    "Ворошиловская амнистия”.И прадед был забит шомполами белоказаков
    в посёлке Покатиловка недалеко от Уральска, хотя по иронии судьбы его
    сын позже женился на казачке из Мергенево. А когда я стал работать ин-
    женером на закрытом заводе "Омега” в Уральске, то один капитан, озна-
    комившись с личным делом, пообещал продолжить эту семейную тради-
    цию из-за "подозрительной” фамилии. И это при том, что к тому времени я
    уже с отличием закончил университет, отслужил в армии офицером и стал
    на заводе первым кандидатом технических наук! Но время тех капитанов
    кончилось, и вместо "посадки” стали реабилитировать предков и был по-
    ставлен памятник невинным жертвам политических репрессий в самом
    сердце Евразии в Астане. Эпоха насильственных переселений скончалась,
    а на сайте "Жертвы политических репрессий” появилась запись о моём
    деде: "Киянский Фёдор Корнеевич родился в 1887 году в селе Белоцерков-
    ка Александровского района Екатеринославской губернии. Украинец, об-
    разование начальное. Бригадир. Проживал в селе Ильинка Теректинского
    района Западно-Казахстанской области. Арестован 29 сентября 1939 г.
    Теректинским РО УНКВД по ЗКО. Приговорён: НКВД СССР 31 марта 1940 г.
    Обвинён по статье 58-7 УК РСФСР. Реабилитирован 31 марта 1989 года.
    Сведения ДКНБ РК по Западно-Казахстанской области”.
    Известный исследователь Юрий Миролюбов в книге "Князь Кий, ос-
    нователь Киевской Руси” пишет: "Князь Кий воцарился на Киевской Руси
    после тяжёлого периода войны III века, когда Степной Союз Племён атако-
    вал Римскую империю. Он был из степных князей (кипчаков)”. На одном
    пиршестве степных князей, когда пили "братскую чашу”, где вино было
    смешано с кровью участников, князь Кий сказал: "Братья князья! Нам
    придётся выдержать первый удар Рима, но у нас нет хорошей конницы”. И
    они призвали под свои знамёна братьев Кабарды. Начало освоения зе-
    мель описывается так: "Три браты село малое спросили: "Якое село есть?”.
    А им люди вопрошают: "А вы Кии будете?” — "А мы Киевы и будем!”. Так
    той Кий и стал князем всех, а два браты тоже с ними, да построили Киев,
    Щековину и Хоревград. И стал над ними князь Кий. А ему князю тому
    старики кий дали, чтоб правил да бил и правого и виновного, коли слу-
    хаться не будет. И стал ходить князь Кий с кием в руке”.
    Можно ли найти топонимическое подтверждение слова "киян” и роли
    матери городов русских?
    Да, в "Слове о полку Игореве”: "Всю ночь с вечера серые вороны граяли
    у Плесеньска, в предгорьях стоял лес Кияни, и понеслись они, вороны, к
    синему морю”! На древнерусском это звучит так:
    Святъславь мутенъ сон видь
    Въ Киевъ на горахъ…
    Всю нощь съ вечера
    бусови врани възграяху у Плъсньска,
    На болони бъша дебрь Кияня
    И несошася къ синему морю…
    Иже погрузи жиръ во днъ Каялы—
    ръки половецкыя,
    рускаго злата насыпаша.
    А в пояснениях к этому произведению сделаны уточнения: "Всю ночь
    с вечера серые вороны граяли (предвещали несчастье) у Плесеньска (под
    Киевом), в предгорьях стоял лес Кияни (Киянь — река под Киевом)”.
    Есть ли доказательства того, что князь Кий принадлежал к степным
    родам? Эти доказательства были найдены мной в "Сборнике летописей”
    знаменитого Рашид ад-Дина, причём с деталями, которые приоткрывают
    тайны появления рода Киян в Дешт-и-Кипчак. Он повествует о двух брать-
    ях Нукузе и Кияне с их семьями и родственниками, которые в III-IV вв. н.э.,
    во времена существования государства Сяньби, потерпели поражение в
    войне Уйсуно-Гунской формации от Каракидань-Жужанского союза и ук-
    рылись на Алтае и в Дешт-и-Кипчак.
    Вышеназванные Нукуз и Киян являются родоначальниками едино-
    го Древа под наименованием "Дарлигины” в IV-IX вв. н. э. и "Дарликены” в
    IX-XI вв. н. э. и его двух основных ветвей: "нукузской” и "киятской” ("кият”
    от "киян” во множественном числе), потомки которых известны как обла-
    датели тамги "Тарак”.
    Примечательно, что в III-IV вв. н. э. на реке Аргунь и верховьях Амура
    часто упоминается родовая ветвь Тарак Киян (Кыйян, Кыят, Кият, Куат,
    Кут). "На древнетюркском и монгольском слово "киян” значит "большой
    поток, текущий с гор в низину”. А далее подробно процитирую Рашид ад-
    Дина: "С той поры некоторых детей Кабул-хана и его сына Бартан-бахаду-
    ра, бывшего дедом Чингисхана, называют Кияты. В то время у Бартан-
    бахадура старшего сына звали Мунгэду Киян. Был он великим бахаду-
    ром, и многие Кияты, которые ныне находятся в стране Дешт-и-Кипчак,
    происходят из его рода, его двоюродные братья родичей”. Выходит, что
    род Киян пришёл задолго до прихода самого Чингисхана в Приднепровье,
    а среди воевавших друг против друга были потомки одних и тех же родов!
    И в свете сказанного перекличка имён совершенно не случайна, а отра-
    жает бывшую объективную реальность. Как версию можно предположить,
    что тех, кто принадлежал к ру (род) Кий (Киян) — киян из стороны Руси
    Киевской, могли в дальнейшем также называть русскими ("А вы кии буде-
    те?” — "А мы ру Кий будем”).
    Т. е. это слово вошло в географические названия на Украине с дав-
    них времён и свидетельствует о ранних этапах взаимодействия Степи
    и Поля, что прекрасно описано в работах Льва Гумилёва. Как и мы, ев-
    разийцы, наши евразийские слова от единого корня на древе жизни.
    Только, Боже упаси, проводить прямую или даже кривую линию между
    этими древними именами и современными фамилиями, а тем более
    вводить их в родовое дерево. Я лишь говорю о генезисе некоторых слов,
    которые вошли в существующие топонимы, что с большей или меньшей
    степенью вероятности могло быть задействовано в естественном про-
    цессе отбора и формирования в дальнейшем фамилий. И тем более, это
    не повод для исторического манипулирования, имея в виду, что даже
    конкретные факты служат порой для взаимоисключающих выводов. Это
    просто анализ истоков появления слова.
    Мурат Аджи в своей книге "Азиатская Европа” считает наряду с
    тюркским смыслом для Киева — город зятя (к_йеу) слово "_ иян” даже
    точнее для названия города, который с V века стоял на пограничной
    реке, нёс пограничные таможенные функции. Говорили: "Это ведь та-
    кая даль”. (Бμл сондай _ иян). Он был северными воротами в страну
    Дешт-и-Кипчак, один из каганатов которой назывался "Украина”, что в
    переводе с тюркского, да и с русского означает "крайний”, находящий-
    ся у края. По сути дела, _ иян и Украина обозначают одно и то же. Этим
    же Мурат Аджи объясняет названия города на границе Хазарии и Ве-
    ликой Булгарии, острова в Белом море, что на подходе к Соловецкому
    монастырю. Одна из волн великого переселения народов проходила,
    вероятно, и при князе Кие, который родился около 390 года, а умер в
    470-м. Начало строительства Киева, возможно, связано с волнами ве-
    ликого переселения народов.
    Лев Гумилёв в книге "Древняя Русь и Великая степь” считает, что на-
    чало "государства русского” следует отсчитывать с "киевского каганата”.
    В 439 г. небольшой отряд хана Ашина бежал из Северо-Западного Китая
    от победоносных и безжалостных табгачей. Состав этого отряда был пёст-
    рым, но преобладающим этносом были сяньбийцы. Поселившись на скло-
    нах Алтая и Хангая и смешавшись с аборигенами, тюркюты сделали сво-
    ей узкой специальностью плавку железа и выделывание оружия. В 522 г.
    их первый хан — Тумын одержал победу над жужанями, господствовав-
    шими в степи в IV-V вв. Так был создан Великий тюркский каганат, куда и
    входил каганат Украина.
    Этот край был очень притягательным для степняков и в нём вместе с
    киянами постоянно селились новые колонии тюркских родов. Очень час-
    то волны народов, отражаясь, вновь возвращались в степь. Это было очень
    подвижно и динамично. "Красные девки” — "половчанки” выходили за
    ещё "не покрасневших” (или уже побелевших!) киян с другого берега поло-
    вецкой пограничной реки Каялы, украинской реки Куява в бассейне Пру-
    та или реки Киянь под Киевом, и у них рождались дети, которые в зависи-
    мости от исторических и географических обстоятельств становились по-
    том украинцами, казахами, русскими, поляками, мадьярами, немцами.
    Люди разбрелись. И только говорящие фамилии — свидетели корней. В
    поэтическом восторге перед "красными (прекрасными) девками” прекло-
    нился и современный русский поэт А.Кушнер, фамилия которого тоже
    несёт тюркские корни (куш—сила;нар—одногорбый верблюд). Через сот-
    ни веков он генетически чувствует общность евразийских топонимов и
    слагает гимн тюркским женщинам, если хотите — бабам, запечатлённым,
    изваянным в камне на всём евразийском пространстве:
    Калмычка ты,татарка ты, монголка!
    О, как блестит твоя прямая чёлка!
    Что может быть прекрасней и нелепей?
    Горячая и красная, как степи.
    Кого обманет лёгкая накидка,
    И зонт и туфли? Где твоя кибитка?
    Из войлока? Где кожаная куртка?
    Башкирка ты,бурятка ты,удмуртка.
    Красавица! Зимой какие вьюги
    В Баймаке, Белебее, Бузулуке!
    Красавица! Весной какие маки
    В Сарапуле,Уфе, Стерлитамаке!
    Ты пудришься? К лицу ли эта бледность?
    Красавица! Далась тебе оседлость!
    Где лошадь? Мохнатая где шапка?
    Зачем ты не гарцуешь, как прабабка?
    В XIII веке при монгольском нашествии Дон (в переводе с тюркского
    возвышенность) был потерян для народов, проживавших на этой террито-
    рии. Тогда же была потеряна Русская государственность почти на 3 века.
    И была оборвана нить былого единства со степью, братства рыжеволосых
    и голубоглазых кипчаков с не менее голубоглазыми и русыми многочис-
    ленными народностями, которые жили севернее. С этого времени и те, и
    другие существенно почернеют уже на генетическом уровне. При взятии
    Киева 3/4 киевских защитников погибло или было обращено в рабство и
    уведено, а четверть, разделившись, кинулась на север и на юг от Днепра.
    Северная часть ушла в Олапацкий край, а южная пряталась в местах, где
    потом возникла Сечь Запорожская, и оттуда пошли по волынскому образ-
    цу "вольные люди” или казаки, многие из которых были потомками, в
    жилах которых текла кипчакская кровь. Память у казаков о топониме _ иян
    и связи с Киевом сохранилась до наших дней в песнях и сказаниях. В
    недавно вышедшей книге под редакцией профессора Е.И. Коротина "Уст-
    ное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков” в песне № 5 "Бы-
    линных и миро-эпических песен” есть такие слова:
    Не слышно, не видно про батюшку Киян_море,
    Вот как нынче же на Киян_море они собиралися,
    Друзья, собиралися шведской с пруцким с новоторженским,
    Собирались, собирались шведской с пруцким с новоторженским.
    *
    Вот ещё три года Добрынюшка стольничал,
    Ещё три года Никитич приворотничал.
    Стольничал, ложничал девять лет,
    На десятом году погулять захотел
    Как по славному по городу по Киеву,
    По проезжей большой улице Маринкиной.
    Не убил Добрыня голубчика сизенького,
    А убил у Маринки друга миленького,
    Друга милого, Змея тугарина.
    О. Стрижак утверждает: "У 638 році серби і хорвати, переселившись із
    украіньских краів, перенесли на балкани украіньскі назві поселень Киів,
    Киево (там іх аж пять), Житомир, Болярка та ін”.
    Эта топонимика — мои ориентиры для родословной до седьмого ко-
    лена, знание которых принято в степи. Четыре наших колена похоронены
    здесь, в Казахстане, четыре на Украине, а остальные, может быть, на об-
    ширных просторах Великой Евразии, возможно, на берегах Киян-моря,
    Хазарии, где вещий Олег охранял ямы Шёлкового пути. В "евразийском
    котле” интенсивно вызревали будущие пассионарные поколения евразий-
    цев. Здесь уместно привести слова известного российского историка
    А. Лызлова: "Сейчас существует несколько версий о том, откуда произош-
    ли тюрки. Более логичной я считаю Уральскую версию. А где находятся
    наиболее чистые тюркские языки? Урал, Астраханские и Ногайские сте-
    пи, Волжская Булгария. В общем, север Каспия. Также многие лингвисты
    говорят о том, что наиболее чистые тюркские языки это кипчакские язы-
    ки. На территории Казахстана многие раскопки останков людей, воинов
    говорят о их европеоидности. Их описывают как рослых людей с рыжими
    волосами, с румяными лицами и с голубыми глазами”.
    На конкретном историческом отрезке в Прикаспии и Приуралье эти
    процессы великолепно описал выдающийся современный прозаик Абиш
    Кекилбаев в эссе "Кровь и пот нашей истории”: "Эти безмолвные просторы
    — свидетели того, как образовались и распались Кыпчакский и Узбекс-
    кий союз, Белая, Золотая, Ногайская орды, Казахское ханство. Нашли себе
    вечный покой на холме в самом центре нынешнего Актюбинска — Кара-
    сай-батыр, жертва финальных передряг ногаев; у озера Жиренкопа —
    Кобланды-батыр, своеобразный катализатор зарождения Казахского хан-
    ства; на возвышенности восточнее Орска — кейкуат Шейх — Мамай,
    верховодитель восточных ногаев, в чьей ставке воспитывались юные чин-
    гизиды Хакназар, Ахмет — Керей, Кучум, ставшие потом казахским, баш-
    кирским, сибирским ханами и люто преследовавшими друг друга. В эту
    степь был вынужден перекочёвывать и Урус-би, чтобы дистанцироваться
    от царских администраторов, безудержно форсировавших завоевание
    Казани, Астрахани и на всех парах набросившихся на восток.
    Правда, и новые хозяева бывшего золотоординского Поволжья для
    степных воротил не были чужаками. Сам царь Иван IV приходился по отцу
    от Дмитрия Донского, по материнской линии от Мамая — от двух главных
    персонажей Куликовской эпопеи. Ведь Мансур, сын Мамая, после "Дон-
    ского побоища” прибыл в Литву, где его младший сын Алеке основал арис-
    тократический род князей Глинских.
    Они там настолько высоко взлетели, даже в 1508 году посмели под-
    нять руку на польско-литовского монарха Сигизмунда I. Но потерпели по-
    ражение. Три брата Глинские — по прозвищам Дородный, Мамай, Тём-
    ный (или Слепой) — Михаил Львович, Иван Львович, Василий Львович —
    спасались бегством в Московский Кремль. Там дочь Василия Львовича,
    т. е. Тёмного, стала царицей. И в 1526 году Елена Васильевна Глинская ро-
    дила Василию III престолонаследника — будущего царя Ивана Грозного.
    А предки Елены Васильевны — кияты занимали не последнее место
    среди 92 племён Золотой Орды… Правым крылом ханства правил кият
    Мамай, левым — другой кият Жыр-Кутлык, после — его сын Тенгиз-Буга.
    По списку, составленному от имени Тайдуллы-ханши в 1358 году, выхо-
    дит, и Тенгиз-Буга, и отец Мамая — Буга — сыновья Жыр-Кутлука…
    Абсолютное большинство событий национальной истории и эпоса
    казахов происходили именно здесь. Западнее отсюда, на приобских и при-
    уральских просторах в руинах лежат первые столицы вышеперечислен-
    ных дештикипчакских, шайбаидинских, узбекских, ногайских государств
    — Астана, Байтак, Косжайык, Сарайшык. Ныне существующие Орск и
    Оренбург в разное время служили центром Казахстана царского периода.
    Именно в Оренбурге восстанавливалась наша современная национальная
    государственность в начале XX века, сперва в качестве автономной совет-
    ской республики. Край, лежащий на стыке Европы и Азии, арийского,
    тюрко-монгольского, угро-финского этническо-культурных ареалов, но-
    маднического и охотнического мира, на предарктических параллелях,
    никах не мог остаться в стороне от стержневых процессов истории челове-
    чества. Недаром тут археологами открыты раритеты, такие как самое се-
    верное старинное городище Аркаим, останки (одного из последних) ма-
    монта и самой древней колесницы. Здесь кочевали скифо-сарматские
    племена, хуны превратились в гуннов. Даже Аттила в Европу отправился
    отсюда. Здешний грунт впитал в себя кровь и пот многих народов и поко-
    лений. Как нигде, на этих просторах сквозь шум степного ветра неумоли-
    мо доносится до нашего слуха эхо недавних событий, все ещё страстно
    бурлящей истории планеты”.
    Это история не только Казахстана, но и в равной степени России,
    Украины, к счастью, сохранённой в московских родословных книгах XVI-
    XVII веков и подтверждающих тесно переплетённые корни людских судеб.
    Полный текст родословной состоит из краткой аннотации и основного тек-
    ста. Аннотация: "Царь Ординский Мамай, коего на Дону побил Князь Ве-
    ликий Дмитрий Иванович, а у Мамая Царя сын Мансур князь, из рода
    Киян ("Кия Народ” то есть род, берущий начало от легендарного славянс-
    кого князя Кия — старого, сына княза Ория, который в середине седьмого
    века до нашей эры основал город Кийяр (Кия Яр) у горы Эльбрус), летопи-
    си также упоминают его потомка князя Кия, сына князя Руса, который
    основал в 430 году нашей эры город Киев (Кия Весь на Днепре), а у Мансур
    Кияна Князя сын Олекса Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а от
    него пошли Глинские Князи”.
    Как видим, по аннотации Глинские — прямые потомки и атамана
    казаков царя Мамая, героя Куликовской битвы. А то, что в казачьей
    вольнице были представители рода Киян, можно судить по донесению
    путивльского наместника Троекурова, направленному в 1546 г. в Моск-
    ву: "Ныне казаков на Диком Поле много, и черкасцов, и Киян, и твоих
    государевых (признававших власть Москвы) — вышли, государь, на Поле
    из всех украин…!”.
    Слово "глобализация” не страшно евразийцам, ибо мы вышли из
    неё несколько сотен лет назад, и эта генетическая память закодирова-
    на в двойных спиралях ДНК, прорывающаяся в поэтическом экстазе
    Валерия Брюсова:
    Мы кто в этой старой Европе?
    Случайные гости? Орда, пришедшая с Камы и Оби,
    Что яростно дышит всегда, всё губит в бессмысленной злобе?
    Иль мы — тот великий народ, чьё имя не будет забыто,
    Чья речь и поныне поёт созвучно с напевом санскрита.
    Как в чрезмерно натянутой струне всегда звучит противоречие меж-
    ду силой и звуком, так и в каждом фальшиво натянутом утверждении зву-
    чит ассиметрия несоразмерности. Когда русский человек, генерал по фа-
    милии Туманов призывал защищать Родину, Россию, он не лукавил, но
    это был вечный надорванный голос тюрка или славянина, кричащего
    "ура” (бей) до крови, бьющийся за свою территорию, даже с братьями по
    крови. Потому что у тюрков — земля, среда обитания (жер), а у славян в
    древнерусском жиръ (богатство) обозначают одно и то же. В современном
    русском это богатство вошло в слово "жир” — тоже богатство во время голо-
    да! Когда русские Есиповы, Есенины, Тумановы, Гайсины, Гайсинские,
    Есауловы, Голицыны, Киянские, Кияненко, Саратовы, Полоцкие, Моск-
    вичёвы, Карамурзаевы, Тагановы, Тюменевы, Балакиревы, Корины, Ба-
    лашовы, Казаковы, Доскаловы, Баскаковы, Сабуровы, Годуновы, Велья-
    миновы, Зерновы, Мамоновы, Дашковы, Батурины, Батурлины, Донско-
    вы, Орловы, Булгаковы, Бурлаковы, Куракины, Кутузовы, Куповы, Карам-
    зины, Карауловы, Карамурзиевы, Колпаковы, Кайсины, Кудаковы, Кай-
    маковы, Мухановы, Акчурины, Булушевы, Кудашевы, Бибиковы, Бирюко-
    вы, Байбаковы и ещё тысяч фамилий не находят понятных корней своих
    фамилий в тюркских топонимах, то "не вини коня, вини только их дорогу”,
    которая была ох какой ухабистой. И было не до корней.
    В пору всеобщего равенства не принято было рыться в своих родос-
    ловных несмотря на то, что очень часто можно было услышать обычную
    фразу, что мы "Иваны, не помнящие родства”. А кому было приятно вспо-
    минать, да ещё и рассказывать, если предки даже не очень знатного про-
    исхождения, были с клеймами "врагов народа”, а что уж говорить о тех,
    кто были из дворян или имевшими духовный сан. Табу на эти воспомина-
    ния, кажется, впитывались с молоком матери, а тех, кто его нарушали,
    публично не принимали в пионеры и комсомольцы, обрекая на роль гад-
    ких утят в обществе.
    "Года прошли, мы в возрасте ином, и думаем и мыслим по-иному”,
    но и сегодня тех, кто ищет корни нашего степного братства, подвергают
    жёсткому остракизму. Откройте Интернет и увидите, что он наполнен
    сайтами, где буквально сочатся яд и жёлчь в адрес кумыков, балкар,
    татар, русских, украинцев, казахов, которые осмелились утверждать,
    что мы вышли из одного родового и языкового гнезда. Будто какая-то
    неведомая грязная рука через века ведёт координацию из преиспод-
    ней центра мирового Зла для регулярного появления таких писулек в
    книгах, газетах, электронных СМИ, обливающих грязью всё светлое и
    доброе, что отбиралось памятью народов из жизни на нашей грешной
    земле. Цель определённая — зарабатывать кровавые деньги на возбуж-
    дении зависти, недоверия, ненависти, вкладывая в руки то одних, то
    других оружие расизма.
    Сколько упрёков сыпалось и сыплется со всех сторон на выдающе-
    гося поэта, интернационалиста и евразийца О. Сулейменова, который
    в противовес воинственному национализму и шовинизму не боится ска-
    зать в статье "Глубина прошлого, широта настоящего и высота будуще-
    го”: "Надо выработать один язык понятий, то самое планетарное созна-
    ние, которое объединяло бы сознание наших вождей, а через это спо-
    собствовало бы объединению многих тысяч этносов в один народ, кото-
    рый и называется человечеством. Супернарод — Гомо Сапиенс, чело-
    век разумный. Это нация будущего, которую я приемлю, гражданином
    которой смею себя считать”.
    Эти слова хотели бы повторить многие граждане нашего евразийско-
    го пространства, в том числе и я.
    Как же по фамилиям подтвердить наш общий корень?
    Исторический и литературный анализ показывает, что у различных
    общественных групп официальные фамилии появились в разное время.
    Само слово фамилия внедрилось в России в повседневную жизнь после
    указов Петра I. Однако фамилии как элемент именования русских людей
    существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями.
    В этом же значении иногда употреблялось слово назвище. В царских ука-
    зах о проведении переписей населения обычно говорилось, что следует
    записать всех людей, проживающих в таких-то местностях, "по именам с
    отцы и с прозвищи”, т. е. по имени, отчеству и фамилии. Известные специ-
    алисты в области ономастики А. В. Суслова и А. В. Суперанская в книге "О
    русских именах” отмечают: "Первыми получили фамилии представители
    знати, князья, бояре (в XIV-XV веках). Их фамилии нередко отражали на-
    звания их вотчинных владений: Тверской, Мещерский, Звенигородский,
    Вяземский, Коломенский. Эти фамилии образованы по общеславянской
    модели с суффиксом — ск. Аналогичные образования можно найти в чеш-
    ских фамилиях (Каменский), польских (Запотоцкий), украинских (Арте-
    мовский), белорусских (Полесский).
    Несколько позже складываются фамилии дворян (XVI-XVII века). Сре-
    ди них значительную долю составляют именования восточного происхож-
    дения, поскольку многие дворяне прибывали на службу с восточных и
    южных земель и тюркские корни в них очевидны: Кантемир, Хан-Темир,
    Ханыков, Каныко, Каркула, Куракин, Карамурзин, Майданов.
    Категория: Наш общий дом | Добавил: Людмила (20.05.2010)
    Просмотров: 1526 | Теги: Виктор КИЯНСКИЙ | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz