Вторник, 21.11.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 246
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Наследие

    Л. Козлова. Ничто не трудно для любящего сердца
    № 8, 2010

    Лилит КОЗЛОВА,
    профессор Ульяновского
    педагогического университета
    В третьем номере "Нивы” за 2009 год были опубликованы воспоминания Лилит
    Николаевны Козловой "Анастасия Цветаева в моей жизни…”.

    "Только не разлюбляйте сказок!” — сказала как-то Анастасия Ива-
    новна Цветаева. И вот сейчас снова вернулась к нам — своими сказками.
    Пятнадцать лет назад это была новая, недавно вышедшая книга. В узком
    кругу эти сказки были известны давно, ещё в 30-х годах прошлого века, и
    как жаль, что они так долго шли к читателю!
    Сказок в тонкой жёлтенькой книжечке всего три — всё, что сохрани-
    лось, миновав конфискацию НКВД после ареста автора в 1937 году.
    Вступление, открывающее сборник, написано Анастасией Иванов-
    ной почти в 99 лет, и оно посвящено воспоминаниям именно о тех, пропав-
    ших, — сколько их было? А эти пришли из дружественных, сохранивших
    их рук...
    "Девочки-великаны” — сказка о сёстрах Цветаевых. Ни во что-то они
    не умещались, эти девочки, Вега и Аза, особенно старшая. Число слогов в
    именах сохранено: Муся и Ася — так звали их в детстве.
    Вега была "ещё больше” своей сестры, но и младшая росла ей под
    стать. Великанши рано начали петь, заявляя о себе, о своём великаньем
    мире. Марина Цветаева всю жизнь воспевала мир сновиденный, поэти-
    ческий в разнообразных жанрах — стихах, эссе, пьесах, письмах, дневни-
    ковых записях. Анастасия, в основном прозаик-реалист, облекла свою сно-
    виденность в форму сказок.
    У Марины очень рано появилось ощущение избранности, "инакос-
    ти”, как она это назвала. Ещё в отрочестве ею написано: "Мы знаем, мы
    многое знаем того, что не знают они” — она имела в виду взрослых. А Ана-
    стасия Ивановна с юности была склонна к философским — "королевским”,
    по её определению — размышлениям. Это и было содержанием её первой
    книги "Королевские размышления”. Путь этих размышлений, её миро-
    ощущения, был непрост. Начинался он с детского атеизма и, пройдя через
    длительное прикосновение к эзотерике — скрытым древним потокам ду-
    ховной, Божьей, Мудрости (теософии), — закончился устойчивым право-
    славным христианством и аскезой в миру. Не в смутный ли период своего
    духовного поиска создала она сказочную поэтическую миниатюру "Чере-
    паха”? 1923 год — ею самой названная дата написания.
    "Ничто не трудно для любящего сердца” — лирический рефрен этой
    сказки. Ни расстояния, ни время, ни самоотречение. Внутренний рост,
    одухотворение — и вот изменилось качество любви, степень её жерт-
    венности, изменилось всё. То, о чём мечталось раньше, — перестало
    привлекать.
    В "Черепахе” жертвенность максимальная — и в конце сказки вместо
    двух влюблённых — в разных концах земли два отшельника, единые в
    своём самоотрешении, в своей аскезе. Двойная жертва, обернувшаяся свет-
    лой Любовью вообще. Любовью как состоянием души. Практически так же
    выглядела исторически известная любовь Франциска Ассизского и Кла-
    ры, основавшей женский францисканский монастырь.
    Изящная, утончённая форма сказки, обращение к античной мифо-
    логии — всё это придаёт "Черепахе” изысканный восточный колорит. Коль-
    цо Соломона, библейского правителя, оборачивается змеёй, заглатываю-
    щей свой хвост — эзотерическим символом Вечности вместо земного "И
    это пройдёт”. А Черепаха — не символизирует ли она медленность, не-
    спешность внутреннего роста, который тем не менее уводит так далеко и в
    такие неземные края духовности, в которые никогда не попасть Ахилле-
    су, сколько бы он ни мчался по земле вслед за Черепахой. "Ахиллес не
    догнал Черепаху” — таинственно предваряет сказку эпиграф. И ещё один
    — как бы вторит ему: "Летящая стрела неподвижна”.
    Да, за пределами земной ограниченности, там, где нет пространства
    и времени — в Вечности — стрела всегда летит, только там она недвижна,
    потому что прошлое, настоящее и будущее слились в одно.
    Сказка кончается вопросом: "Кто же обманут, и зачем они так по-
    ступили друг с другом?”. Может быть, и её автор тогда этим вопросом
    мучилась, не дойдя до ответа всем существом своим, всем своим духов-
    ным о п ы т о м?
    Если третья сказка написана, как предполагает Ст. Айдинян, в 1928
    году, то это как раз относится ко времени возвращения из поездки Анас-
    тасии Ивановны за границу, на Капри, в роли секретаря розенкрейцера
    Б. М. Зубакина. Там она помимо всего собирала материал для книги о
    Горьком. Именно за контакты с Зубакиным она и была позже репрессиро-
    вана как… контрреволюционерка. И пока был жив Горький, он её от арес-
    та не раз спасал.
    В третьей сказке — "Лесной учёный” — автор явно этим опытом уже
    располагает, и оценка ценностей здесь определённо выстраданная: са-
    мое главное в жизни — состояние души, золото открытого, поющего серд-
    ца. Всё остальное в физическом мире — преходяще и не имеет никакого
    значения, даже если это чистое золото, драгоценный металл.
    Лесной учёный-алхимик нашёл философский камень и получил зо-
    лото. Но алхимия всегда была прежде всего путём к одухотворению, к внут-
    реннему совершенству человеческого существа — потому и камень, спо-
    собствующий получению золота — солнечного состояния души, — был не
    какой-нибудь, а философский. Чистое золото как результат в колбе — здесь
    лишь побочный, незначимый продукт, не более.
    В конце сказки происходит чудо прозрения и преображения со вто-
    рым учёным — городским, химиком, — он долго и тщетно пытался полу-
    чить в своей лаборатории драгоценный заветный металл. Химия, став
    вполне земной наукой, потеряла духовную составляющую своей старшей
    сестры, алхимии, и городскому учёному не сразу стала понятна с виду
    парадоксальная позиция лесного: "Тайной золота овладеет тот, кто не
    будет жалеть, что мир её не узнает”. Но лесной учёный продолжил: "Тот,
    кто не решил в сердце своём вопроса о золоте, тот не может работать со
    мной над человеческим сердцем!”.
    Алхимик не раскрывает тайный смысл своих высказываний, о нём
    тот, кто готов понять, должен сам догадаться. Он должен дорасти до
    такого понимания, духовно доразвиваться сам. И никогда этого не сде-
    лает алчущий богатства как самого главного в жизни стяжатель, у кото-
    рого молчит сердце.
    "И тут — словно завеса спала с глаз городского учёного, — ему вдруг
    открылась солнечная воля Того, Кто велик и вечен над миром. Быть в воле
    Его — значит раскрыть своё сердце...”.
    И вот, бросив всё, оба учёных уходят в неизвестность — "открывать
    людям сердце”... Это значит — помогать найти в себе золотое, солнечное
    состояние души. Дарить каждому Бога внутри него самого.
    Анастасия Ивановна всегда старалась, чтобы сердце её было открыто
    людям. И теперь она снова напоминает нам об этом — своими сказками.
    Категория: Наследие | Добавил: Людмила (04.11.2010)
    Просмотров: 881 | Теги: Лилит КОЗЛОВА | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz