Суббота, 21.10.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 244
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Наследие

    С. Айдинян. Послесловие
    № 8, 2010

      Станислав АЙДИНЯН
    Послесловие

    Литература — самая скромная форма бессмертия, в которой ос-
    тался жить дух Анастасии Ивановны Цветаевой. Наследие её обширно
    и многообразно. Мастер мемуарного жанра, она оставила след и во мно-
    гих других литературных жанрах, первая её книга, вышедшая в 1915
    году, была посвящена проблемам философским, а последняя — "О чуде-
    сах и чудесном” — христианским чудесам и необыкновенным, духом
    осветлённым событиям прожитой жизни...
    С детства она писала сказки. Сестра её, Марина Цветаева, тоже на
    заре юности "импровизировала” для сверстников сказки вслух. Но Анас-
    тасия Цветаева сказки писать не прекращала всё довоенное время. Была
    целая рукописная книга сказок, "арестованная” вместе со всем её твор-
    ческим архивом в 1937 году и вместе с ним исчезнувшая.
    Сказки философские тогда не печатали, не столь в 30-х годах "изящ-
    ное” было время. Анастасия Ивановна просто дарила их друзьям. И так
    чудом у друзей, не арестованных, не репрессированных, сохранились
    три сказки.
    Первая — "Черепаха”, сказка о верности, об испытании, которые
    претерпевает любовь двух, чистых душою, о преображении любви-стра-
    сти в любовь духовную, надмирную, о которой поют птицы. Эта сказка
    столь поэтична, что чудится, будто она сыграна на древней арфе… Реф-
    реном сказки надпись, что была начертана на перстне библейского
    царя царей Соломона: "И это пройдёт...”.
    Вторая сказка — "Сказка про девочек-великанов”, написана в Фе-
    одосии, в 1921 году. Сказка эта, посвящённая старшей сестре, Марине,
    в аллегорической форме рассказывает о жизни двух сестёр, проведших
    вместе детство. Душевную высоту в сказке А. Цветаева художественно-
    символически преобразует в высокий рост девочек, в их "колдовскую”
    силу, в мощь голосов...
    Многое из реальности вплетено в эту сказку. Здесь и "Великаний
    мальчик”, это не кто иной, как Владимир Оттонович Нилендер — первая
    любовь сестёр, о котором — в "Воспоминаниях” и в стихах М. Цветаевой.
    Здесь и психологические тонкости — отражение серьёзности, несенти-
    ментальности дружбы меж сёстрами, это достаточно выпукло дано в сце-
    не прощания девочек-великанов. Подглавка "О гибели великанов” — ко-
    нечно же о том, как погибали во время революции и после неё те, кто был
    умён и свободен духом. Это аллегория гибели дворянства и интеллиген-
    ции в терроре и начале репрессий. И — венцом сказки — пророчество,
    данное ещё в 1921 году (!), о том, что жизнь их закончится вдали друг от
    друга, но что они почувствуют одна — конец другой. Так и было, так стало
    в 19-1 году, когда растение, любимое Мариной, — серолист, что было в
    кадке в бараке, на зоне, где отбывала срок Анастасия, всплеснуло, как в
    ветре, ветвями, давая знать... В день смерти сестры...
    На моём экземпляре машинописи "Сказки” рукою А. И. Цветаевой
    написано: "В долгой разлуке с Мариной, мне кажется, в 11 месяцев в Мос-
    кве (в 1921-22 гг.) я ей это не читала и за границу не посылала, и Марина
    моей немного пророческой сказки о нас — не узнала...”.
    Особенное место среди трёх сказок А. И. Цветаевой принадлежит сказ-
    ке "Лесной учёный” (1928?). Эта прозаическая миниатюра посвящена Алек-
    сандру фон Кордигу, петербургскому астрологу, чьё имя произносилось
    весьма высоко в кругу А. И. Цветаевой. О нём Анастасия Ивановна знала
    немало от друга своего, Бориса Михайловича Зубакина, одного из после-
    дних русских розенкрейцеров.
    Сказка "Лесной учёный” близка по настроению преданиям розенк-
    рейцеров. Даже тема — учёный-алхимик и его искания золота — традици-
    онно розенкрейцерская. Достаточно назвать хрестоматийно образцовое
    для орденских книг розы и креста старинное латинское сочинение Агtis
    Auriferoe quam Chemiam vocant (Basilea, 1610), то есть "Искусство созда-
    ния золота под названием Химия”. Золото — это металл и знак Солнца,
    божественно-животворящей энергии, питающей Землю. Как и в "Хими-
    ческой Псалтыри”, книге великого посвящённого Теофраста Парацельса,
    под золотом подразумевался не металл, а духовный свет, духовное Солнце.
    В "Лесном учёном” — тоже речь идёт о преображении золота-металла,
    имеющего внешний "ценностный” блеск, в золото мудрости. Торжествует
    в сказке осознание тщетности сокровищ земных...
    Для ясности надо сказать, что А. И. Цветаева записывала на про-
    тяжении 9 лет лекции по этическому герметизму, что читал друг её,
    Б. Зубакин (специально для этого изучила стенографию). Она не при-
    надлежала к розенкрейцерам, однако о некоторых вещах отзывалась
    так: "Об этом не нужно знать непосвящённым!”. Она уважала доверен-
    ные ей тайны и строго соблюдала обеты.
    Что до своей дружбы с Б. М. Зубакиным и его кругом, этого она ни-
    когда не скрывала. Она оставалась до конца православной христиан-
    кой и потому не хотела, чтобы имя её часто упоминалось близ оккульт-
    ных, магических истин. Тем не менее ей были известны основы кабба-
    лы, магии чисел. Она обладала и некоторыми другими мистическими
    познаниями, воспринятыми от Зубакина, который, однако, имея дан-
    ный ему патриархом Тихоном сан Благовестника, направлял её по пути
    православия. Ведь он был, несмотря на все гипнотические и мистичес-
    кие увлечения, православно религиозен.
    В заключение скажем, что поэтичный и одновременно отвлечён-
    но-философский стиль сказок А. И. Цветаевой был характерен целому
    большому периоду довоенного её творчества, к сожалению, пропавше-
    му, утерянному.
    Категория: Наследие | Добавил: Людмила (04.11.2010)
    Просмотров: 815 | Теги: С. Айдинян | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz