Воскресенье, 16.12.2018
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 250
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Искусство

    Л. Шафер. Гимн жизни и творчеству
    № 8, 2011

    Лазарь Гершевич ШАФЕР
    родился в 1938 году в Кишинёве. С 1941 г. в Казахстане (Акмолинская область, с 1946 — в Акмолинске). В 1960 г. окончил филологический факультет КазГУ. Преподаватель литературы и музыкальной литературы с 40-летним стажем. Бывший председатель еврейского культурного центра "Алеф” в Астане и области. С 2000 года гражданин Израиля.

    Видно было, как всё извлечённое из внешнего мира
    художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда,
    из душевного родника, устремил его одной согласной,
    торжественной песнью.
    (Н. Гоголь. "Портрет”)

    Если кто-то думает, что уже не осталось забытых художников, подвергнутых остракизму в бывшем СССР, чьё творчество было ограниченно известно или вовсе неизвестно широкому зрителю, то он глубоко заблуждается.
    Да, многим из них удалось вырваться на Запад (Михаил Шемякин, Олег Целков, Оскар Рабин, Эрнст Неизвестный) и стать известными в мире художниками. Но были и такие, особенно в глубинке, которые не могли или НЕ ХОТЕЛИ "вырываться”; однако разгром выставки на Манежной площади или трагедии "бульдозерных выставок” коснулись этих художников едва ли менее, если не более болезненно, так как все они были отданы на растерзание местных властей и подчинённой им прессе. Читать эту прессу сейчас стыдно и горько.
    И вот совершенно иезуитский случай. В 1983 году в Целинограде спешно разбирают уже готовую к открытию персональную выставку Марка Николаевича Порунина, приуроченную к 50-летию художника, а весь тираж Каталога, в ещё не распечатанных пачках, сжигают во дворе Дома художника. Подобная вакханалия ничто не напоминает?
    Но — "рукописи не горят”! Три-четыре экземпляра Каталога сохранились. Один — художник оставил себе, другие раздал друзьям. А работы? И здесь события приобретают если не столь эффектный, то не менее драматический характер. В начале 90-х годов в результате кризиса, после распада СССР, Марк Порунин, русский художник, материально не мог позволить себе поездку в Ярославскую область (откуда он родом) на натуру. Там он обычно проводил всё лето и возвращался в Целиноград с ворохом акварелей в огромных папках.
    И вот он, уже получивший официальное признание, звание заслуженного деятеля искусств Казахстана и просторную мастерскую, принимает решение покинуть Целиноград, уже ставший Акмолой, а затем столицей Казахстана — Астаной, и вернуться в родные края. Средств хватило только на то, чтобы купить скромную трёхкомнатную квартиру в небольшом городе Коврове Владимирской области. И вот тут-то, на родине, с момента возвращения в 1995 году, и начинается полное забвение. Надо сказать, что М. Порунин не мог и не хотел заниматься "продвижением” своих работ. Всё своё время, включая выходные и праздничные дни, он проводил в мастерской. За 34 года жизни в Казахстане у него были всего две персональные выставки. Однако участвовал во всех коллективных выставках НАРЯДУ с другими художниками (среди них были такие талантливые, как В. Кучеровский, Л. Свитич, О. Шелепугин, скульптор
    Л. Колотилина). Все они — выпускники Ленинградской академии живописи им. Репина, как и М. Порунин,а также художественных вузов Москвы и Украины — прибыли на романтической волне 60-х годов (по "комсомольской путёвке”!) в столицу вновь образованного Целинного края и создали своё собственное, довольно представительное, мобильное, порою дерзкое в своих действиях, отделение Союза художников Казахстана, бросившее вызов косной Алма-Ате.
    И вот теперь, в Коврове, М. Порунин долго не объявлял о своём существовании. И когда местное отделение Союза художников узнало о нём, то проявило полное равнодушие к "чужаку”, выставив для проформы на очередной выставке две или три его работы.
    А сам Порунин вот уже более 15 лет живёт совершенно изолированно в квартире, превращённой в мастерскую, продолжает писать (и это — новый Порунин!), невзирая на большие проблемы со зрением и резко пошатнувшееся здоровье. Вместе с ним его жена, Галина Степановна, бывшая директором Целиноградской областной библиотеки. Одна комната полностью забита картинами, стоящими друг на друге, в два "этажа”. Многие из них так и остались свёрнутыми в рулоны, так как при переезде все работы пришлось снять с подрамников. И в совсем маленькой комнате Марк Николаевич работает. Иногда в работе возникают продолжительные паузы… из-за отсутствия красок. Краски, кисти, холсты, дерево для подрамников "денег стоят”.
    Творчество Марка Порунина огромно, его нельзя охватить беглым взглядом. Это — сотни работ, написанных маслом, более тысячи акварелей и графических листов, в том числе циклы по мотивам "Божественной комедии” Данте, "Архипелага ГУЛАГ” Солженицына, поэзии Пушкина и Есенина наряду с холстами, запечатлевшими образы и мгновения жизни этих любимых художником поэтов. Поражают драматизмом, соединением вечного и повседневного картины серии "Русь”, начиная с "Андрея Рублёва”. Художник многократно возвращается (каждый раз по-новому) к образам близких его сердцу учёных, писателей, художников, композиторов: Эйнштейн (более 10 раз), Нильс Бор, Достоевский, Лев Толстой, Пастернак, Цветаева, Высоцкий, Бах, Рахманинов, Врубель, Пикассо. Впечатляют неожиданностью, порой парадоксальностью "одноразовые” обращения к Эвклиду, Хемингуэю, Матиссу, Шостаковичу, Ахматовой, Блоку, Маяковскому, Вознесенскому, Бунину, философу Соловьёву. Однако с трактовками этих образов тут же соглашаешься — столь они убедительны.
    М. Порунин — человек не только огромного жизненного опыта, но и масштабного мышления, и высокой культуры. Герои его работ выбраны не случайно — он их знает и любит. В его душе, а затем на холсте находят визуальное воплощение не только творения и судьбы гениев литературы и искусства, прежде всего Достоевского — "больной совести нашей”
    (М. Горький), но и откровения философов, и открытия учёных, зафиксированные в их основополагающих трудах: "Сущность теории относительности" Эйнштейна, "Исследование мировых пространств реактивными приборами” Циолковского, "Биосфера” Вернадского. Это, разумеется, не статичные, застывшие "портреты”, а ТВОРЦЫ — в моменты поиска, озарения и открытия. Красота этих моментов вызывает противоположные ассоциации: с одной стороны, нельзя не вспомнить высокочтимого М. Поруниным Льва Толстого с его раздумьями и мучительным поиском смысла жизни, а с другой — слова из "Фауста” Гёте: "Остановись, мгновенье: ты прекрасно!”.
    Картины М. Порунина обладают огромной жизненной силой. Как несправедливы были в своё время горе-критики, ставленники ханжей-партократов, обвинявшие Порунина в бездушном абстракционизме (по следам речей Н. С. Хрущёва), в непристойном и уродливом изображении натуры, наконец, в упадочности и пессимизме! Всё как раз наоборот. Вот отзывы представителей смежных искусств. "Какие они светлые и жизнеутверждающие!” — воскликнул музыкальный критик Анатолий Кельберг, познакомившись с его работами. Аналогичную мысль высказал корифей театрального искусства, автор уникальной монографии "Эстафета искусств” С. В. Образцов, случайно, во время гастролей его театра в Целинограде, посетивший мастерскую М. Порунина.
    Умение "раствориться” в задуманном образе, соединить высокий полёт души с прозой жизни, пытливый, грустный взгляд на мир в сочетании с озорством, шуткой неожиданно сближает русского художника Марка Порунина с еврейскими Марком Шагалом и скульптором Исааком Иткиндом. И И. Иткинд, представивший в своё время на конкурс, посвящённый столетию со дня гибели А. С. Пушкина, скульптуру "Умирающий Пушкин” (впоследствии приобретённую Домом-музеем поэта на Мойке), писал: "Сколько тогда привезли на конкурс — может быть, сотни работ — известные мастера, художники, но жюри сразу сказало — это лучшая! Я был так рад! Вы спрашиваете, почему у меня так получилось? Потому что я его понял, почувствовал, как он умирал. Я так думал, мучился, что сам заболел. Жена испугалась, послала за доктором”.* А теперь взглянем на картину Порунина "Последний выстрел” (которую сам он считает эскизом), на пронзительное, укоряющее и вместе с тем отсутствующее выражение синих глаз, отвисшую нижнюю губу, приседающую, слабеющую фигуру поэта. Не те же ли чувства владели художником, что и великим скульптором, когда тот вырезал из дерева своего "Пушкина”?
    Известно, что после победы на конкурсе тогда уже немолодой Иткинд был репрессирован, подвергся пыткам в тюрьме Лефортово, а затем ссылке в Казахстан — Зеренда, Акмолинск, наконец Алма-Ата. Свой трагический путь он воплотил в ряде скульптур, например, "Иткинд в аду”. Но вот за несколько дней до смерти он завершил другую работу — "Иткинд в раю” и при этом сказал: "Мне 98 лет, скоро умру. Но и в раю я буду работать: там масса обнажённой натуры и райская жизнь”. Не та ли самая жизненная сила, абсолютная творческая свобода и такой неподдельный неожиданный юмор нашли воплощение и у Порунина в его графических листах, посвящённых Пушкину и Есенину, и, конечно же, в холстах, изображающих Матисса и Пикассо с их натурщицами?!
    Порунин никогда не был конформистом, не плыл в русле господствующей идеологии, что гарантировало бы успех и материальное благополучие: "Отказа нет в еде-питье // В уютной этой колее” (В. Высоцкий). Эта колея была для него "чужой”, а вернее, чуждой. В век девальвации духовности и самой человеческой жизни творчество Порунина — это страстный призыв к обновлению и нравственному совершенствованию человека в его нерасторжимом единении с культурой прошлого, с природой, с Космосом. Отсюда неожиданное, а для кого-то шокирующее, решение ряда его работ: "мирная беседа” Пушкина и Цветаевой (которых разделяет целый век), летящий в Космосе Высоцкий… Отсюда же такая выразительность жеста, цвета…
    Для любителей и ценителей живописи, как и для специалистов, работы Порунина представляют собой настоящий подарок, станут открытием большого самобытного, ни на кого не похожего художника. Не вызывает сомнения, что художественные музеи, как и любители-коллекционеры, когда-нибудь по достоинству оценят творчество М. Н. Порунина и, конечно, будут рады иметь в своих фондах его произведения. Но хотелось бы, чтобы это признание наступило при жизни художника, недавно более чем скромно отметившего своё 78-летие.

    P. S. Справедливости ради следует сказать, что в художественных музеях Астаны, Алматы и Павлодара имеется ряд работ М. Н. Порунина, в том числе посвящённые будням целины и природе Центрального Казахстана. А картина "Листья падают (Есенин)” передана в 2000 г. по приказу Министерства культуры и информации РК из Государственного музея им. Кастеева в Алматы в Президентский центр культуры в Астане.

    … Три года назад по приглашению подруги-казашки Астану посетила дочь художника, преподаватель Владимирского музыкального училища Млада Порунина. Она была поражена происшедшими переменами и радушным приёмом. В связи с этим художник писал автору статьи в Израиль 26 января 2008 года: "Кстати, о Родине. Родина Млады, конечно, Казахстан. Она прожила там 30 с лишним лет. Казахстан и моя родина… как художника”.
    Израиль.
    * Эта и следующая цитаты приводятся по статье Авраама Файнберга "Скульптор Исаак Иткинд” ("Еврейский камертон” — приложение к газете "Новости недели”, Израиль, 10 марта 2011 года).
    Категория: Искусство | Добавил: Людмила (19.10.2011)
    Просмотров: 1321 | Теги: Лазарь Шафер | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz