Четверг, 25.05.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [52]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 243
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Искусство

    О. Пашко. «Последние ангелы на Земле...»
    № 4. 2011
    Жанетта НАУРУЗОВА
    родилась 20 апреля 1967 года в Павлодаре. Окончила Алма-
    Атинское художественное училище им. Н. В. Гоголя (1984-
    1986) по специальности художник-декоратор. Живёт в
    г. Аксу Павлодарской области. Живописец. Работает ху-
    дожником-оформителем в городском производственном
    лицее № 3. Персональные выставки- в ПЛ № 3 г. Аксу —
    2000, 2002, в галерее "Arteast” (Алматы) — 2007, 2008, в
    галерее "Улар” — 2010. Участница выставок проекта М*арт
    в Павлодарском областном художественном музее — 2003-
    2006, 2009. Произведения находятся в частных коллекци-
    ях Казахстана, России, Германии, Израиля.

    Она словно ветер ворвалась в экспозиционное пространство чет-
    вёртой ежегодной выставки проекта М*арт. Сцены с ипподрома, разго-
    рячённые погоней морды лошадей, прильнувшие к их спинам наезд-
    ники. Людей почти не видно, всё пространство заполняют красавцы-
    кони. А немного позже появился несущийся над золотой степью табун
    белых лошадей с развевающимися гривами — истинное стремление к
    свободе. Это они — "последние ангелы на Земле”. И вот уже появляются
    новые и новые произведения, в которых бушуют страсти, кипит кровь и
    всё живое рвётся к победе.
    Творчество художницы из Аксу привлекает внимание необычной
    настойчивостью в выборе сюжетов. Главные "герои” её картин — лошади.
    Во всей своей красоте, грациозности, изяществе, непокорности и свободо-
    любии. О них Жанетта Наурузова может говорить бесконечно. Это сплош-
    ное восхищение их умом, красотой, благородством стати.
    — Мама говорит, — признаётся Жанетта, — что, возможно, дело в ге-
    нах. Мой дед был российским конезаводчиком.
    Дома у Жанетты целая коллекция лошадок всех размеров и из раз-
    ных материалов. А самым счастливым моментом она считает знаком-
    ство со скакунами павлодарского коневладельца, заказавшего "портре-
    ты” своих любимцев. Тогда же, на ипподроме, роскошный рыжий жере-
    бец Самарканд сам подошёл к ней и положил ей на плечо свою голову,
    признав родственную душу. Скорее всего, тогда и прошла боязнь, свер-
    нувшаяся клубочком внутри Жанетты ещё из детства — ведь благогове-
    ние, обожание и неосознанный страх — всё переплелось, сжилось и сли-
    лось воедино. Именно лошади для художницы стали основным вдохно-
    вением, постоянным возмутителем спокойствия и воплощением её буй-
    ной фантазии. С произведений Жанетты на нас смотрят задумчивые и
    настороженные, кокетничающие и самовлюблённые, мятущиеся и раз-
    горячённые — всё это они, красавцы-скакуны. Для художницы интерес-
    нее прорабатывать характеры не людей, а этих сущих "ангелов”. Она счи-
    тает, что в прекрасных лошадиных глазах — целая вселенная, которую
    можно наблюдать часами. Жанетта настойчиво прорабатывает планы,
    не прописываются лица, слегка
    намечаются фигуры. Только в картинах о скачках, народных играх или
    праздниках всадники в порыве единства со скакунами более яркие в
    прорисовке и становятся полноправными героями сюжета.
    Активная, динамичная, открытая — она притягивает к себе лю-
    дей, но при этом очень избирательна в друзьях. Маленькая и хрупкая,
    Жанетта обладает внутренней силой, позволяющей ей работать прак-
    тически без отдыха. Лошади — страсть и любовь, но есть место и пейза-
    жам, портретам, натюрмортам и даже сказочным образам и литера-
    турным ассоциациям. Небольшими живописными этюдами Жанетта
    раскрывается как колорист, находящийся в поиске способов передачи
    характера, настроения и состояния природы. Городские пейзажи —
    особая сюжетная линия. В ностальгических зарисовках парит настро-
    ение "старого города” с тройками лошадей, гуляющими дамами в ат-
    ласных нарядах, спокойным ритмом прошедшего времени. Город совре-
    менный — яркий, светящийся иллюминацией, наполненный потока-
    ми людей и машин — активный, быстрый, стремящийся в будущее.
    Отдельно создаются видовые пейзажи — бескрайние степи и луга. Здесь
    ведётся проработка свето-воздушной среды, первого и второго планов,
    гармоничных цветовых нюансов. Всё это будущие фоны для новых сю-
    жетов с прекрасными "ангелами”. Созвучны настроению своих героев
    портреты, выполненные художницей. В них Жанетта старается найти
    и подчеркнуть ту изюминку характера, что есть в каждом. Может, по-
    этому творческие портреты полны настроения и очарования. Цветопе-
    редача тонкая и прозрачная, а фон всегда активен. Очень часто в про-
    странстве холста рядом с людьми вновь лошади. Предметное окруже-
    ние для Жанетты — это атрибуты для будущих натюрмортов, а сами
    натюрморты — открытый мир вещей, завёрнутый в шлейф казахского
    эпоса и наполненный смыслом бытия. Именно в натюрмортах проявля-
    ется декоративность, подчёркивающая колорит степной жизни и осо-
    бенности быта. Её натюрморты лаконичны, композиционно выверены
    и гармоничны, как бы подтверждая само понятие "натюрморта” — ти-
    хая жизнь вещей. Предметы словно ведут своё неторопливое повество-
    вание о жизни.
    И всё же главный рассказ Жанетты Наурузовой о них — о лошадях...

    Ольга ПАШКО,
    руководитель отдела научноBпросветительной работы
    Павлодарского областного художественного музея.__

    Категория: Искусство | Добавил: Людмила (27.06.2011)
    Просмотров: 721 | Теги: Жанетта НАУРУЗОВА, Ольга ПАШКО | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Спасибо!

    Спасибо, хорошее стихотворение.

    Где-то читал, что талантов у нас пруд пруди, всех невозможно
    перечислить.
    Заблуждение, однако. 
    Поэт – явление весьма редкое, парадоксальное, противоречивое.
    За дар слова надо дорого платить – жизнью, каторгой,
    судьбой.
    Среди разрухи, убожества, предательства увидеть чистыми
    глазами ребёнка
    первозданную красоту природы, «тронуть трепетные струны
    человеческой души».
    Владимир Гундарев не успел допеть до конца свою песню о
    любви.
    Теперь будем по воспоминаниям современников, как из мозаики,
    складывать его образ.
    Читатель Егор Дитц поделился с нами сокровенным, получилась
    интригующая история.
    По крайней мере, не шаблон. Оказывается, писатели приезжали
    и выступали прямо на
    заводской площадке. Рабочие знали стихи наизусть. Интересное
    время – советское прошлое!
    Почему всё перечёркиваем и не берём самоё лучшее в нынешнюю
    жизнь?
    На всех каналах телека – реклама и еда, будто страшная
    голодуха в стране. Стихи читайте,
    господа, почаще для похудения и профилактики скудоумия.
    Талл.

    Два четверостишия показались мне достойными внимания:

    Любимый, словнобабочка, у сердца вьётся,
    Да в руки взять никак не удаётся,
    Верь, то, что можно подержать в руках,
    Уже обратно сердцем не берётся.
     ...
    Сарказм убогий
    множества мужчин,
    Как он легко под женским взглядом тает!
    Благоразумие легко его сменяет,
    Ведь для сарказма нет уже причин…

    По-моему - хорошо и изящно!


    Людмила, здравствуйте! Кажется, в 1981 году  по путёвке Союза писателей  мы с Владимиром Гундаревым проводили творческие встречи в городе Темиртау. Приходилось выступать перед самой различной аудиторией: студентами ,школьниками, учителями, инженерами, рабочими, милиционерами и сидельцами, новобранцами и ветеренами. Публика была весьма начитанной и неравнодушной. Честно отработав почти две недели кряду, мы позволили себе отметить такое событие, а потом долго гуляли по насквозь продутому ветрами проспекту Металлургов . Размышляли о смысле жизни, о писательских судьбах, о деятельности литературного объединения«Магнит». Володя был внимательным и чутким собеседником. Он угадывал ростки дарования и бережно относился к людям. Мы поражались мужеству тех, кто воздвиг Казахстанскую Магнитку.
    Когда рухнул Союз, и многие беспомощно барахтались  среди хаоса, В.Р.Гундарев сумел совершить невозможное – нащупать точку опоры и создать на пустынном  месте остров надежды – русский журнал «Нива», чтобы каждый пишущий, взобравшись то ли на пьедестал, то ли на эшафот мог сказать своё Слово. И я, после потерь, потрясений, разочарований, ухватившись за соломинку, прибилась к зелёному берегу Поэзии, где царили братство, уважение, взаимопонимание. И сам Мастер, попыхивая трубкой, в прошлой жизни то ли капитан, то ли шкипер, то ли бывалый морской волк, вернувшийся из кругосветки, бесконечно выслушивал произведения абсолютных гениев-самородков и указывал на промахи и даже ошибки в правописании. И они смиренно соглашались с ним, отбросив заносчивость, высокомерие, леность. Но где ещё могли согреть  и приютить озябшие души мытарей-поэтов?
    Невозможно свыкнуться с мыслью, что его уже нет. Чувство сиротства ощутили родные и близкие,читатели и авторы. Где-то там, с заоблачных высот, он взирает на суету сует и великодушно прощает всех нас за несусветные поэтические бредни, словно ему одному известно, для чего людям нужны стихи. Глубинная связь с народом ощущается в творчестве Николая Рубцова, Михаила Анищенко-Шелехметского, Владимира Гундарева. Недаром стихотворение «Деревня моя деревянная» стала любимой песней горожан и сельчан. Светлый, добрый талант несёт радость людям. У меня нет кумиров, я не поклоняюсь идолам, но таким поэтам надо ставить памятники на земле. Хочется верить, что появится книга памяти Владимира Романовича Гундарева. Помните, как в своём первом сборнике /1973 г./ он обратился к соплеменникам:
    Есть начало начал – основа.
    А такое простое слово
    и такое мудрое слово
    лишь присниться может во сне, -
    это чувство живёт во мне.
    Только этим прекрасным словом
    можно было назвать его
    это слово – Любовь!.. Любовь…
    В нём земля вместилось и небо,
    и степного цветка колдовство.
    Если б этого слова не было –
    я бы сам придумал его…
    Спасибо всем, кто причастен к поэтическому конкурсу «Мой родной дом»!
    Любовь Усова.

    Класс! очень понравилось! heart

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz