Вторник, 21.11.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 246
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Искусство

    С. Беккулова. Высоким слогом говоря...
    № 2, 2011

    Музыкант играл на скрипке,
    Я в глаза ему глядел,
    Я не то чтобы завидовал,
    Я по небу летел…
    Булат Окуджава
    Музыкой звучит Любовь. Музыкой исполнено искусство Поэзии. Музыкой изображения прекрасного одаряет нас высокое искусство живописи, когда говорит языком Любви. Так, легко, прозрачно и чисто, проливается в нас радость жизни, что пишет Художник. Даже если в ней мелодией печали и сомнения звучит вопрос… Даже когда не литавры и трубы провозглашают торжество бытия… Тонким, пронзительно чистым и нежным голосом поёт флейта, уводя в волшебный мир грёз и надежды.
    Так действует на нас искусство художника, чьё имя пока не слишком известно. Но с пиететом относятся к нему прежние из многих его учеников в стенах КазПИ им. Абая, коллеги и друзья. Имя его — Павел Драгунов. Личность неординарная, одарённая. Уроженец Алма-Аты, он, окончив художественное училище и художественно-графический факультет вышеназванного института, преподавал там же, не оставляя творчества. Теперь, посвятив себя всецело ему, открывается в излюбленном жанре портрета. Самое, пожалуй, непростое в нём — передать сущность героя, его внутренний мир, его дух и характер. То, что вполне подвластно было кисти мастеров европейского Возрождения, а следом — русскому Ренессансу рубежа 19-20 веков.
    Именно такие ассоциации будят картины, написанные Драгуновым на рубеже столетий и в первое десятилетие века 21-го. Он избирает технику лессированного письма, намеренно обращаясь к ней, в стилистике старых мастеров ищет и обретает собственный язык и стиль. Парадные портреты Серова, как известно, весьма разнились с индивидуальными заказами и тем более с теми, что писались с весьма близких, хорошо знаемых людей. Помните пытливо-настороженный взгляд юной дочери Мамонтова — знаменитой "Девочки с персиками”? Дочь друга и покровителя, она раскрывается художником как вступающая в жизнь сама юность.
    А в драгуновских портретах — "Апрель” (2007), "Портрет дочери” (2005) мы наблюдаем то же восхищение и восторг гармонией нового мира, что таит в себе юное создание. Точно, скрупулёзно и бережно выписывает художник трепет и хрупкость своей модели. Внося в облик девочки всю силу сопереживания и проницательное видение любящего наставника. Он облачает её в простые одеяния. Именно потому преобладает в изображении духовный и физический аккорд, когда краски высвечивают правильные черты и характер. В первом — необычный восточный колорит подчёркивает каприз подростка, во втором — лазурь и солнечная открытость наполняют ощущением праздника и сиянием красоты. Когда через внешний облик проступает обаяние образа, женственного и притягательного, весенне-ясного.
    Портретная живопись во все времена была уделом самых одарённых. И самых упорных, безусловно. Особенно классическая, требующая, кроме таланта, колоссального терпения и бесконечного труда, долгого, ежечасного, неустанного. А время имеет обыкновение уходить, вместе с силами… Взамен обретаемого мастерства и мудрости, не так ли?
    Павел Драгунов хорошо знаком с этими истинами. Не сетуя на трудности, он часами ежедневно стоит у мольберта, научаясь брать у природы дар несравненный — быть Художником.
    В его галерее портретных образов есть "Портрет А. А. Беккуловой” (2003). Фронтальный, данный близко к раме, облик сидящей в кресле женщины завораживает. Простое, скромное платье и национальный камзол, голова в светлом платке, руки, опущенные вдоль тела — всё в спокойной гармонии света и цвета. Чёрный бархат с серебром орнамента, белый шёлк платья, красно-жёлтый декор подушки, яркое узорочье киновари и бронзы оживляет фон, приближая лицо модели. Магнитом притягивает взгляд — печально-проницательный, всевидящий, многомудрый и прощающий. Взгляд женщины-матери, всё повидавшей на своём веку, взгляд доброты и участия и поразительной душевной силы. Художник добился этого эффекта откровения, великолепно чувствуя и умея передать психологию героини. И образ обретает звучание монументальное, это — образ Матери.
    Долгое время сотрудничая с Казахской филармонией, художник нашёл прекрасную возможность реализовать свою любовь к музыке. Классике — прежде всего. Её он слушает запоем и дома. А здесь неслучайным стало знакомство, переросшее в дружбу, с известным музыкантом, мэтром органной музыки Казахстана Габитом Несипбаевым. Впервые в истории исполнивший программу "Все концерты И.-С. Баха”, он вырастил себе преемника в лице сына Адиля. Двойной портрет Несипбаевых (2010), в строго классическом, парадном стиле, в чёрных концертных смокингах на фоне органа художник пишет репрезентативно, как бы снизу, этим придавая фигурам значительность, вес и торжественность. Сцена поднимает музыкантов над окружением, над залом и обыденностью, внося ощущение концертного, праздничного предстояния. Замечательно точно показана автором ответственно-подтянутая и вместе с тем задумчивая фигура главного героя, составляя контраст-гармонию с улыбчиво-раскованным денди-юношей, обращённым взглядом к нам, зрителям. Эта наблюдённость отношений коллег, родных по крови и по духу — достижение автора.
    "А это — наш доктор, семейный”, — сказал мне художник о сияющем тонкой полуулыбкой, крупном седовласом герое в белом халате. Поясной портрет врача О. Я. Петрова (2010) выполнен с той силой личной симпатии, что мгновенно воспринимается зрителем, располагая к себе той непринуждённой пластикой добродушного человека, что сквозит во всём его облике. Границы тёмного фона комнаты с выразительным антуражем — стопка книг, венчаемая черепом, длинные ветви комнатного цветка — и ветовые блики в открытом розоватом пространстве окна обрамляют фигуру, заполняющую весь холст, свечением белого цвета. Самый сложный в передаче, этот цвет исполнен мастерски, в унисон с личностью героя. Умный взгляд чуть прищуренных глаз, пышные усы и эспаньолка, густая длинная шевелюра над открытым лбом, облитым светом, всё пронизано оттенками белого. Крупные кисти рук, сильные пальцы, сжимающие дужки пенсне, прописаны подробно, выявляя характер личности. Гармония частей и целого.
    Один из наиболее интересных женских образов запечатлён в "Портрете Софьи” (2010). Перед нами в грациозной позе, пристально глядя анфас, на кушетке барочного типа восседает молодая восточная красавица утончённого образца. В этом облике угадывается волевая и богатая натура, наделённая проницательностью и умом. Взгляд светлых глаз, пристальный и открытый, живописует натуру целеустремлённую и вместе — ранимую, восприимчивую. Гибкая, длинноногая, модель в цветастом платье и парадной обуви на высоких каблуках словно бы случайно оказалась в этом антураже. Вольный и независимый, её нрав предполагает потребность в других измерениях, не интерьерах, но — свободном, открытом пространстве — степи, гор, моря, неба, солнца. И это светится в глазах и детски-нежном очерке губ, пленительно-изящном наклоне головы и всей фигуры. Так ли художник видит свою модель, или это — "прочтение” зрителя? В любом случае — пристрастный, пристальный интерес автора к героине очевиден. В течение ряда лет Павел Драгунов преподавал уроки мастерства юной художнице, получившей образование в Академии искусств им. Т. Жургенова по классу живописи профессоров
    К. Т. Тельжанова и Ж. Кайрамбаева. Отзываясь о них с почтением, Софья Тасмагамбетова признаётся, что за короткий отрезок времени "Драгунов дал ей много больше”. Что неудивительно, поскольку индивидуальные уроки в "свободном расписании” значительно продуктивнее были всегда. Кто не помнит сезоны Саввы Ивановича Мамонтова и его подопечных: Серова, Коровина, Врубеля, Шаляпина, братьев Чеховых, Левитана и пр.? Всё проникнуто заботой, любовью, высоким профессиональным уровнем и замыслом — дарить потомству высокие образцы подлинной культуры! А потому — блистательные примеры Искусства! Имена, оставшиеся в памяти мировой культуры, даря светом благодарной памяти поколения и поколения грядущего!
    Портреты, написанные ученицей, безусловно заслуживают высокой оценки. Это — процесс, живой и трудоёмкий. Но уже есть своё лицо, своё видение мира и вещей. И в портретах, и в пейзажах, и в натюрмортах Софья обретает собственную индивидуальность. Портретная светоносная пластика Жумакына Кайрамбаева, монументальная всеохватность и жар Тельжанова стали той мощной платформой, что напитали своим колоритом начинающее дарование. И теперь, в контакте с художником классического образца реалистической мировой живописи, Софья обретает ту манеру и стиль, что ведут к вершинам. Потому, наверное, в её портретных композициях столько страсти и темперамента, сдерживаемого, бьющего через край. Хотя внешне все модели взяты в стандартных, весьма академических позах. Весьма показателен в этом плане "Портрет матери”. Красивое, строгое лицо с печальным ртом, сдержанный взгляд прекрасных светлых глаз, напряжённое выражение всего облика молодой женщины, а мгновение обернувшейся, прервав игру на рояле. Светлое одеяние, светлая короткая причёска, светлая обстановка всей комнаты и солнечного окна — всё пронизано токами грустной и лёгкой музыки, ещё звучащей… Автор словно пытается остановить мгновение, запечатлев любимое существо в миг творчества. И, кажется, преуспевает в этом… Но возможности столь безграничны, а маму можно писать бесконечно, не правда ли?!
        Чрезвычайно выразителен "Портрет брата” (2010), остро, чуть недоверчиво и иронично взирающего с полотна, стоя в свободной позе возле ажурной лестницы, чуть опираясь на решётку. Точно схвачен характер — самостоятельный, острый ум. И детская шалость! Палитра — охристая, нарядная — органично обрамляя, дополняет характерную особенность модели.
    Игрой света, изучением его возможностей и декоративных эффектов исполнена композиция, живо напоминающая театральную живопись Головина, Коровина, Бакста. Это "Das Laternefest” (2010). В ночном саду две юные девушки возникают в одеяниях барокко, беседуя меж собой и освещая путь лампадами. Их нежный облик, выступающий из густых сумерек благодаря бликам огня, полон таинства и отрешённости. Живопись замечательна. Она таит в себе огромные потенциальные возможности автора. И большие ожидания.
    В картине изобразительного искусства Казахстана рубежа 20-21-го веков, как и десятые годы нового тысячелетия, состоялись и обрели свой неповторимый голос имена художников, чьё творчество определимо термином реализм. С ним рядом успешно соседствуют все типы искусства визуального, т. н. актуального. Однако вся мировая история живописи свидетельствует: ничего нет в мире нового, есть Человек и Мир вокруг него. И если Человек — мерило всех ценностей, то нет важнее искусства, несущего в мир прекрасное в Человеке и во имя Человека. Этому и посвящают себя Художники, музыкой своего творчества даря миру — мир.
    За музыкою только дело!
    Так музыки же вновь и вновь!
    Пускай в твоём стихе с разгону
    Блеснут в дали преображённой
    Другое небо и Любовь! —
    век тому назад Поль Верлен прокричал о Художниках, разве он не прав?!?
    С такими мыслями и чувствами я и покидала выставку живописных работ Павла Драгунова и Софьи Тасмагамбетовой.
    г. Алматы.
    Фотоиллюстрации  автора.
    Категория: Искусство | Добавил: Людмила (23.05.2011)
    Просмотров: 1049 | Теги: Сауле БЕККУЛОВА | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz