Пятница, 22.09.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [55]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 244
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Искусство

    Д. Бекова. Человек на фоне мироздания
    № 4 - 2010

    В конце прошлого года в музее современного искусства г. Астаны по-
    чти в течение месяца демонстрировалась персональная выставка члена
    Союза художников СССР с 1976 года, заслуженного деятеля культуры РК,
    академика Академии художеств РК Мажита Байтенова, приуроченная к
    60-летнему юбилею живописца и графика и вызвавшая пристальный ин-
    терес любителей изобразительного искусства.
    Мажит Садыкович Байтенов родился в Петропавловске. В 1969 году
    окончил в Алма-Ате художественное училище имени Н. В. Гоголя. Но горо-
    дом, с которым он по-настоящему сроднился, стала Караганда, где живо-
    писец прожил несколько насыщенных творчеством десятилетий, поднял-
    ся к высотам мастерства и получил большое признание.
    Ныне Мажит Байтенов проживает в Астане,
    является доцентом кафедры архитектуры Агротех-
    нического университета имени С. Сейфуллина.
    В творческом багаже юбиляра участие с
    1974 года во многих международных, зарубеж-
    ных, всесоюзных, республиканских, областных
    художественных выставках. В разные годы его
    персональные выставки проводились в Кара-
    гандинском областном музее изобразительно-
    го искусства, Карагандинском государствен-
    ном университете имени Е. Букетова, Дирек-
    ции художественных выставок г. Алматы, Ев-
    разийском национальном университете имени
    Л. Н. Гумилёва, государственном музее изобра-
    зительных искусств имени А. Кастеева.
    На юбилейном вернисаже было представлено 35 художественных поло-
    тен, созданных с 1975 по 2009 год. В их числе "Аппак Байжанов”, "Золотой
    воин”, "Тени предков”, "Магнитка строится”, "Баянаул ночью”, "Разговор”,
    "Портрет металлурга”, "Шахтёр”, "На смену”, "Портрет девушки”, "Кони”, "На-
    тюрморт”, композиция "Праздник” и другие авангардные композиции. Дан-
    ные произведения дают наглядное представление о плодотворном творчес-
    ком пути, пройденном художником за минувшие десятилетия, о его поисках
    и находках, особенностях палитры и яркой индивидуальности автора.
    Искусствоведы считают, что стихия полотен М. Байтенова — цвет,
    насыщенный, будоражащий. Он сознательно уплотняет пространство, в
    определённом ритмическом порядке располагает на холсте крупные цве-
    товые пятна, организуя всю композицию по орнаментальному принципу,
    традиционному для народного казахского искусства.
    Сегодня особый интерес вызывает общая картина развития и совре-
    менного состояния акварели Казахстана. Это нашло отражение в альбо-
    ме "Акварель Казахстана”, вышедшем ещё в 1989 году в издательстве
    "Онер”. Автор вступительной статьи известный искусствовед Баян Бар-
    манкулова отмечала: "Акварель, открывающая широкие возможности для
    импровизаций и обобщений, привлекает к себе в 60-70 годы большое ко-
    личество живописцев, графиков, монументалистов. Художники М. Байтенов,
    М. Абылкасов, А. Плотников и М. Темиргалиев декоративной звучностью
    и напряжённостью цветовых пятен выявляют драматическую основу бы-
    тия, как бы стремятся дать изобразительную формулу жизненного про-
    цесса, для них характерна открытость техники нанесения краски, эсте-
    тизация изобразительного приёма”.
    Карагандинский искусствовед Наталья Иванина, давно и хорошо
    знающая Мажита Садыковича, отозвалась так: "Творчество Мажита Бай-
    тенова неоднозначно. Его можно воспринимать сугубо эмоционально: ком-
    промиссы здесь бывают редко. Итак, эмоциональная сторона. Этот уди-
    вительный человек с молоком матери впитал понимание цвета как выра-
    жения, а, возможно, и как эквивалента человеческих эмоций.
    Поэтому его полотна никого не оставляют равнодушным: кто-то за-
    стывает в восхищении, кто-то взрывается негодующими протестами. Сто_
    рона рациональная. Опять-таки, связаная с генетической памятью, его
    полотна необыкновенно полисемантичны: каждое изображение, помещён-
    ное на холст, "работает” ещё и как знак. И здесь уже необходимо подклю-
    чать свои знания о тюркской культуре, чтобы понять "литературный”
    смысл изображения…”.
    И далее Н. Иванина подчёркивает: "В своём творчестве М. С. Байте-
    нов разрабатывает круг проблем, которые касаются вопросов традицион_
    ной народной культуры истории Казахстана. Первым в республике,
    ещё в 1973 году, он использует изобразительные приёмы декоратив_
    но_прикладного народного искусства в станковой живописи. В после-
    дующие годы этот принцип стал широко использоваться в изобразитель-
    ном искусстве Казахстана.
    Байтенов благодаря своему врождённому таланту в соединении с глу-
    бокими знаниями в области истории, быта, обычаев народа, создаёт про-
    изведения, в которых основная тема казахского традиционного искусст-
    ва — единство человека и мироздания — обретает современное звуча-
    ние, актуализируется. Особо мощное воздействие оказывает цвето_пла_
    стическое решение его полотен, когда человек в произведениях худож-
    ника узнаёт родные с детства красочные сочетания, подчёркивающие
    преемственную связь современной культуры с культурой предков: са_
    ков, тюрков, одновременно утверждая её вневременной, общечеловечес-
    кий характер, выявляя истинные ценности, присущие ей. При этом в сво-
    ём творчестве он применяет как традиционные, так и авангардные изоб_
    разительные приёмы, ещё увеличивающие художественную цен_
    ность его полотен.
    Произведения М. С. Байтенова пронизаны глубокой любовью к свое-
    му народу, они вызывают глубокое чувство патриотизма, гордости за свою
    страну, воспитывают национальное самосознание”.
    Полотна живописца хранятся в собраниях государственного музея
    изобразительных искусств им. А. Кастеева, музея искусств им. Ж. Шарде-
    нова (Алматы), музее современного искусства г. Астаны, Карагандинском
    и Павлодарском областных музеях изобразительных искусств, дирекции
    художественных выставок МКиИ РК, частных коллекциях Казахстана,
    России, Германии, США и т. д., что свидетельствует о востребованности
    его творчества.

    Даметкен БЕКОВА,
    руководитель научно*просветительской группы музея
    современного искусства г. Астаны.__



    Категория: Искусство | Добавил: Людмила (21.05.2010)
    Просмотров: 857 | Теги: Мажит Байтенов, Д. Бекова | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Очень красивое стихотворение. Мы с моим учеником написали музыку к этому стихотворению и будем исполнять как песню. biggrin
    Спасибо автору! Вас обязательно укажем!

    Совершенно согласен с Вами, страданию творческих людей нет предела. Глобализация и потребл....ство перечеркнуло прошлое. Настоящих Поэтов еденицы. По большому счёту правят бал графоманы, а посему     в память о сегодняшней дате 25 августа, ДЕНЬ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА РОМАНОВИЧА, предлагаю стихотворение замечательного Каинского (г.Куйбышев) Новосибирская область Василия Закушняка.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Земные радости познавший,
    Осенней тихою порой,
    Однажды я листвой опавшей
    Найду приют в земле сырой.
    Пришёл я в этот мир с любовью:
    Мир невозможен без любви!
    Мне будут петь у изголовья
    В загробной жизни соловьи.
    Святыми всеми заклинаю:
    Я этот мир до слёз люблю!
    Любя, простишь меня, родня.
    Любя мы встретимся в Раю.
    Творец, заслышав песню эту,
    Благословит последний путь.
    Всего- то надобно поэту
    Свеча, да ладанка на грудь.
    Когда Покров безмолвно ляжет,
    Листвой опавшей стану я.
    Пусть будет пухом мне лебяжьим.
    Святая Русская Земля.
    Всё так естественно и просто,
    Как беглый взгляд со стороны.
    Путь от рожденья до погоста,
    От крика и до тишины...

         С уважением, Сергей

    Здравствуйте, уважаемые! Прошу прощения, у видео нет звука, а очень хотелось бы послушать, о чём говорил Поэт. Не могли бы Вы перезагрузить видеоролик? С уважением, Сергей.

    Хороший стих. Но есть маленькие проблемы. Третья строка "Но слезы душат и никак" что НИКАК? не понятно... В строке "Другие руки тЕбя ждут," сбой ритма. С ув. Олег

    Хорошая песня получилась, Надежда. Вот только маленькая помарка бросается в глаза. Сбой ритма в строчке "ТвОи дни, с другою разделенные," поменяйте местами "Дни твои, с другою разделенные," и всё встанет на места. С ув. Олег

    Рад Вашему визиту.

    Спасибо Людмила. Извините за поздний отклик.

    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz