Понедельник, 29.05.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Проза [82]
Поэзия [107]
Документальная проза [29]
К 65-летию Великой Победы [9]
Культура. Общество. Личность [36]
Публицистика [0]
Далёкое — близкое [9]
Времён связующая нить [4]
Критика и литературоведение [22]
Искусство [24]
В семейном кругу [21]
Детская комната «Нивы» [2]
Публицистика [15]
Cатира и юмор [10]
Наследие [9]
Актуальный диалог [1]
На житейских перекрестках [12]
Приключения. Детектив. Фантастика [25]
Наш общий дом [15]
Из почты "Нивы" [9]
Философские беседы [2]
Летопись Евразии [8]
Параллели и меридианы [8]
Природа и мы [6]
Краеведение [5]
Слово прощания [1]
Горизонты духовности [6]
История без купюр [5]
Творчество посетителей сайта [52]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения.
Стихи Владимира Гундарева [5]
Проза Владимира Гундарева [4]
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 243
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » Статьи » Критика и литературоведение

    С. Ибраева. Истоки чести и отступничества
    № 6, 2011

    Светлана ИБРАЕВА, преподаватель литературы Щучинского технического колледжа

    Проблема нравственного выбора
    в прозе В. Быкова ("Сотников”), Т. Ахтанова ("Буран”)

    Основная задача литературы — формирование правильных взглядов, убеж-
    дений, воспитание морально-нравственных качеств.
    При интегрированном обучении казахской и русской литературы я выде-
    лила тему: проблема нравственного выбора в произведениях Тахави Ахтанова
    ("Буран”) и Василя Быкова ("Сотников”). Авторы прослеживают поведение геро-
    ев в экстремальных ситуациях, когда они оказываются один на один со своей
    совестью, от того какой сделают выбор, зависит вся их дальнейшая судьба. На-
    пример, Сотников в одноимённой повести В.Быкова достойно принял смерть.
    Никакие жестокие пытки не могут сломить его дух. Это удивительная стойкость.
    Другой герой этого же произведения Рыбак, в отличие от Сотникова, про-
    являет малодушие, становится на путь предательства.
    Аналогична история Коспана и Касбулата в романе Т. Ахтанова "Буран”. Два
    друга во время артналёта повели себя по-разному: Коспан, прозванный бойцами
    "Верзилой”, пошёл под пулями в окопы вместо командира роты Касбулата, не
    сумевшего справиться со страхом. Однако после войны Касбулат возвратился ге-
    роем, а Коспана подвергают допросам, унижению за то, что побывал в плену.
    Таким образом авторы на примере своих героев исследуют психологическое
    состояние человека на войне, определяют истоки отступничества и стойкости.
    По всей вероятности, ни Рыбак, ни Касбулат, имевшие в благополучных
    ситуациях авторитетную репутацию, не предполагали, что внутренне слабы, не
    подготовлены к испытаниям и в крайней экстренной ситуации не выдержали,
    отступили от совести и долга.
    Почему В. Быков и Т. Ахтанов проводят своих героев через войну?
    Война — это не только смерть, страданье, невосполнимые потери, но и экза-
    мен на выносливость, стойкость, мужество. В благополучное время человек по-
    рою не знает своих внутренних возможностей, психологически не подготовлен к
    испытаниям, но, оказавшись в ситуации безысходности, он делает ВЫБОР, от
    которого будет зависеть вся его дальнейшая судьба. Вот почему уроки "кодекса
    человечности” героев столь значимы для воспитания характера читателя.
    Как повели себя герои произведений в экстремальных ситуациях? Какую
    роль играет в поступках человека ВОСПИТАНИЕ?
    Вот проблема, которую надо разрешить при интегрированном изучении
    романов Василя Быкова и Тахави Ахтанова.
    Сотников воспитывался в семье военного. Отец был к нему строг, требова-
    телен. Неслучайно автор включает в воспоминания своего героя перед казнью
    эпизод из далёкого детства, когда он, взяв без разрешения именной отцовский
    револьвер, нажал на пусковой крючок... Вместо наказания он услышал слова:
    "Никогда, никогда, мой мальчик, обещай не делать того, что не положено...”,
    ставшие непреложными, составляющими сущность его натуры. Вот почему, идя
    на допрос, Сотников решил "молчать до конца”, выдержал страшные пытки и
    достойно принял смерть.
    Коспан из романа Т. Ахтанова "Буран” близок по духу Сотникову. Он полу-
    чил трудовое воспитание. Чувства долга, совести, ответственности никогда не
    покидают простого чабана, бывшего солдата. В буран, зная что может погиб-
    нуть, отправляется Коспан в степь, преодолевая холод, голод, один в борьбе со
    стихией, спасает общественный скот.
    Какая внутренняя сила помогла Коспану преодолеть не только буран в сте6
    пи, а и буран в душе, судьбе?
    Почему, вернувшись с войны, он не ожесточился, не разочаровался после
    несправедливых обвинений, когда ему пришлось испытать унижения, недове-
    рие, ощущение "вины, в которой не был виноват”. Его, бывшего учителя, не
    принимали никуда на работу. Коспан вынужден был стать чабаном. Нет, не сло-
    мило это бывшего фронтовика Коспана, и в мирное время мужественно перено-
    сящего невзгоды и несправедливое отношение к себе. Коспан не привык роп-
    тать, он суров к себе, честно исполняет свой долг.Теперь, в мирное время, он
    трудится на родной земле, свободу которой отстоял на фронте.
    Почему авторы наделяют своих героев неброскими, "незамеченными” внешне
    при благоприятных обстоятельствах характерами?
    Сотников в отряде слыл замкнутым, неразговорчивым. Партизаны сторо-
    нились его, предпочитая общение с грубоватым, но весёлым и понятным им
    Рыбаком.
    Коспан, оказавшись рядовым на фронте, воспринимается "неуклюжим”,
    "верзилой”, даже не умеющим держать правильно винтовку, в то время как Кас-
    булат стал командиром роты. Но именно он во время артналёта испытал трусли-
    вое, жалкое ощущение страха, а "Верзила” вместо него пошёл под пули подни-
    мать дух солдат.
    Почему Рыбак, физически выносливый, любимец и душа отряда, испытал
    смятение, желание выжить во что бы то ни стало, когда попал к немцам? Это
    жгучее желание сохранить себя привело его к предательству.
    Вероятно, слабость, внутренняя несостоятельность заложены в Рыбаке ещё
    с детства, в семье, родители не привили основы нравственности, чувства долга,
    ответственности. За внешней физической силой скрывалась неустойчивая, ма-
    лодушная натура Рыбака, руководствующаяся лишь самосохранением. И в ми-
    нуту безысходности он сделал свой выбор — выжить, во что бы то ни стало
    сохранить жизнь, которая потом стала ему постылой, ненужной. Рыбак никак
    не может осознать, что он теперь на другой стороне, "свой” среди полицаев,
    предатель; его постигает смятенное ощущение невозможности реабилитировать
    себя в собственных глазах. Он так и не мог понять: почему это произошло с ним,
    партизаном, верным Родине, честно воевавшим против фашистов. Не может
    дать объяснение случившемуся из-за отсутствия нравственности, недостаточ-
    ного развития духовных и интеллектуальных качеств.
    Теперь проследим за линией поведения Коспана. Он честный человек, му-
    жественен, требователен и суров к себе, не привык, чтобы судьба его баловала.
    Труд стал смыслом его жизни. В смертельной ситуации на войне он обеспечил
    отход подразделения, выполнив приказ командира, а в плену поддерживал фрон-
    тового товарища. При побеге из концлагеря пытался отвлечь на себя внимание
    немцев и помочь Гусеву уйти. "Ты настоящий человек” — эти слова благодарного
    друга являются критерием оценки личности Коспана.
    Но почему же в благополучное время, после войны он был унижен недовери6
    ем со стороны властей? Почему Родина так несправедливо отнеслась к самым
    верным и лучшим своим сынам? Объясняется ли это только тоталитарным
    режимом? Почему не защищены в обществе люди совести, чести? Почему добро6
    та обернулась несчастьем для Коспана?
    Для понимания этого вопроса необходимо проследить взаимоотношения
    двух героев, Коспана и Касбулата. Жизнь их сталкивает в экстремальных ситу-
    ациях: когда-то на войне Коспан, рискуя собой, выполнил задание, возложен-
    ное на командира подразделения Касбулата, скрыв малодушие того, сохранил
    его честь, авторитет. Касбулат же, став после окончания войны ответственным
    руководителем, не только не помогает фронтовому товарищу устроиться на ра-
    боту, но унижает его недоверием. Так разоблачается его ничтожная мелкая душа,
    проявившая слабость и трусость в первом бою.
    Касбулат, заняв должность председателя колхоза, остаётся в сущности тем
    же слабым несостоятельным человеком, неспособным принять серьёзное реше-
    ние, каким он показал себя впервые на фронте. Коспан же, напрягая духовные и
    физические силы, в одиночку спасает колхозный скот, не дождавшись помощи
    от Касбулата, как руководителя. В этой ситуации опять-таки каждый делает
    выбор: Коспан, проявив стойкость, мужество, спасает общественное добро, Кас-
    булат уходит от решения проблемы, предаваясь бесплодным размышлениям...
    Конец повести не оставляет сомнений в моральной победе Коспана, заслу-
    жившего уважение и любовь близких.
    Неслучайно Сотников во время казни, когда петля уже натянута на шею,
    беспокойно окидывает глазами толпу людей, согнанную фашистами, и, на-
    конец, останавливает взгляд на лице худенького подростка, широко распах-
    нутыми, полными слёз глазами смотревшего на него. В его лице Сотников
    прощался со всем дорогим ему миром. Этот мальчик всю жизнь будет по-
    мнить не только страшную казнь, а мужество, нравственную силу, стойкость
    Сотникова, что определит его дальнейшее поведение в жизни. В сознании
    подростка навеки запечатлена стойкость, несгибаемая воля верного сына
    Родины Сотникова.
    Нравственный выбор характеризует не только судьбу человека, но и опре-
    деляет жизнь последующего поколения.
    С идейной точки зрения писателя Тахави Ахтанова, человек несёт ответ-
    ственность за свои поступки: придёт час расплаты за прошлое. Благополучного
    в мирное время Касбулата не покидают угрызения совести, ощущение пустоты,
    безысходности. Закончилась война, он вернулся героем, Родина вознаградила,
    партия доверила должность руководителя. Никто, кроме Коспана, не знает о его
    трусости, отступничестве в первом бою, когда он вместо себя отправил под пули
    ординарца, обеспечившего ему выполнение задания. В отличие от Рыбака, его
    не постигло разоблачение, как малодушного слабого человека. Кара судьбы, ка-
    залось, миновала.
    Но почему так пусто на душе у Касбулата? Наверное, потому, что не сможет
    он найти оправдания своим поступкам, жива ещё совесть, не оставляющая его
    никогда. Сознание бессмысленности, ничтожности своей жизни стало причи-
    ной глубокого душевного кризиса. Неслучайно отчуждение Касбулата не только
    с фронтовым другом Коспаном, но и с семьёй, народом, он остаётся один, с тя-
    жёлыми воспоминаниями, запоздалым раскаяньем. Так автор с глубоким пси-
    хологизмом раскрывает растление и опустошение души Касбулата.
    Уроки нравственности преподают со страниц своих произведений "Сот-
    ников”, "Буран” писатели Василь Быков и Тахави Ахтанов, заставляющие
    думать об ответственности человека за свои поступки в решающих ситуаци-
    ях, где они должны сделать ВЫБОР, от которого будет, вероятно, зависеть вся
    его дальнейшая жизнь.

    Категория: Критика и литературоведение | Добавил: Людмила (09.09.2011)
    Просмотров: 587 | Теги: Светлана ИБРАЕВА | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Спасибо!

    Спасибо, хорошее стихотворение.

    Где-то читал, что талантов у нас пруд пруди, всех невозможно
    перечислить.
    Заблуждение, однако. 
    Поэт – явление весьма редкое, парадоксальное, противоречивое.
    За дар слова надо дорого платить – жизнью, каторгой,
    судьбой.
    Среди разрухи, убожества, предательства увидеть чистыми
    глазами ребёнка
    первозданную красоту природы, «тронуть трепетные струны
    человеческой души».
    Владимир Гундарев не успел допеть до конца свою песню о
    любви.
    Теперь будем по воспоминаниям современников, как из мозаики,
    складывать его образ.
    Читатель Егор Дитц поделился с нами сокровенным, получилась
    интригующая история.
    По крайней мере, не шаблон. Оказывается, писатели приезжали
    и выступали прямо на
    заводской площадке. Рабочие знали стихи наизусть. Интересное
    время – советское прошлое!
    Почему всё перечёркиваем и не берём самоё лучшее в нынешнюю
    жизнь?
    На всех каналах телека – реклама и еда, будто страшная
    голодуха в стране. Стихи читайте,
    господа, почаще для похудения и профилактики скудоумия.
    Талл.

    Два четверостишия показались мне достойными внимания:

    Любимый, словнобабочка, у сердца вьётся,
    Да в руки взять никак не удаётся,
    Верь, то, что можно подержать в руках,
    Уже обратно сердцем не берётся.
     ...
    Сарказм убогий
    множества мужчин,
    Как он легко под женским взглядом тает!
    Благоразумие легко его сменяет,
    Ведь для сарказма нет уже причин…

    По-моему - хорошо и изящно!


    Людмила, здравствуйте! Кажется, в 1981 году  по путёвке Союза писателей  мы с Владимиром Гундаревым проводили творческие встречи в городе Темиртау. Приходилось выступать перед самой различной аудиторией: студентами ,школьниками, учителями, инженерами, рабочими, милиционерами и сидельцами, новобранцами и ветеренами. Публика была весьма начитанной и неравнодушной. Честно отработав почти две недели кряду, мы позволили себе отметить такое событие, а потом долго гуляли по насквозь продутому ветрами проспекту Металлургов . Размышляли о смысле жизни, о писательских судьбах, о деятельности литературного объединения«Магнит». Володя был внимательным и чутким собеседником. Он угадывал ростки дарования и бережно относился к людям. Мы поражались мужеству тех, кто воздвиг Казахстанскую Магнитку.
    Когда рухнул Союз, и многие беспомощно барахтались  среди хаоса, В.Р.Гундарев сумел совершить невозможное – нащупать точку опоры и создать на пустынном  месте остров надежды – русский журнал «Нива», чтобы каждый пишущий, взобравшись то ли на пьедестал, то ли на эшафот мог сказать своё Слово. И я, после потерь, потрясений, разочарований, ухватившись за соломинку, прибилась к зелёному берегу Поэзии, где царили братство, уважение, взаимопонимание. И сам Мастер, попыхивая трубкой, в прошлой жизни то ли капитан, то ли шкипер, то ли бывалый морской волк, вернувшийся из кругосветки, бесконечно выслушивал произведения абсолютных гениев-самородков и указывал на промахи и даже ошибки в правописании. И они смиренно соглашались с ним, отбросив заносчивость, высокомерие, леность. Но где ещё могли согреть  и приютить озябшие души мытарей-поэтов?
    Невозможно свыкнуться с мыслью, что его уже нет. Чувство сиротства ощутили родные и близкие,читатели и авторы. Где-то там, с заоблачных высот, он взирает на суету сует и великодушно прощает всех нас за несусветные поэтические бредни, словно ему одному известно, для чего людям нужны стихи. Глубинная связь с народом ощущается в творчестве Николая Рубцова, Михаила Анищенко-Шелехметского, Владимира Гундарева. Недаром стихотворение «Деревня моя деревянная» стала любимой песней горожан и сельчан. Светлый, добрый талант несёт радость людям. У меня нет кумиров, я не поклоняюсь идолам, но таким поэтам надо ставить памятники на земле. Хочется верить, что появится книга памяти Владимира Романовича Гундарева. Помните, как в своём первом сборнике /1973 г./ он обратился к соплеменникам:
    Есть начало начал – основа.
    А такое простое слово
    и такое мудрое слово
    лишь присниться может во сне, -
    это чувство живёт во мне.
    Только этим прекрасным словом
    можно было назвать его
    это слово – Любовь!.. Любовь…
    В нём земля вместилось и небо,
    и степного цветка колдовство.
    Если б этого слова не было –
    я бы сам придумал его…
    Спасибо всем, кто причастен к поэтическому конкурсу «Мой родной дом»!
    Любовь Усова.

    Класс! очень понравилось! heart

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz