Великая Отечественная в биографии ветерана занимает особое место – на ней он взрослел, приобретал и терял друзей, постигал науку воевать, учился любить Родину. Только там, на войне, ему, как и всем солдатам, довелось испытать всю гамму чувств, отпущенных человеку, – от лютой ненависти и злобы в жестоких боях до истовой радости Победы в мае 45-го. Эти уроки войны сформировали характер, дали четкие жизненные ориентиры, закалили нравственно и физически.
В свои почти 96 лет кавалер орденов Отечественной войны II степени, четырех орденов Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, двух медалей «За отвагу», других медалей, в том числе чешской «За активное участие в антифашистской борьбе», а также казахстанских орденов «Парасат» и «Құрмет», гвардии полковник Шангерей Жаныбекович Жаныбеков поистине не стареет душой – в прошлом году он выпус¬тил книгу «О пройденном пути и попутчиках», а сейчас встречает 75-ю годовщину Победы.
ПЕРВЫЕ БОИ
Война для Шангерея Жаныбекова началась летом 1943 года, когда их полк, входящий вместе с другими воинскими соединениями в состав Брянского фронта, выгрузился на станции Чернь Тульской области. Далеко позади остались родные кустанайские просторы, учеба в медицинском техникуме, а впереди была передовая. Но военную форму Шангерей надел значительно раньше – в августе 1942 года после окончания техникума он был призван в армию.
– Нас, 17 юношей, направили в город Тюмень, где мы были зачис¬лены курсантами 14-го учебного полка автоматчиков 3-й отдельной учебной бригады УралВО, – вспоминает он. – К моменту нашего прибытия в полку не было сержантов, поэтому меня, как прошедшего в техникуме допризывную военную подготовку, временно назначили командовать отделением. Месяца через полтора, когда прибыли младшие командиры, перевели писарем роты. Я вел список личного состава, помогал командиру 7-й роты старшему лейтенанту Гущину готовить расписание занятий, а на тактических учениях находился с ним рядом. В самом конце года, когда нас готовили к выпуску и присвоению сержантских званий, меня и еще нескольких курсантов, имеющих среднее медицинское образование, отозвали в распоряжение
УралВО. Из Свердловска направили в город Чебаркуль, где находился Сталинградский артцентр, эвакуированный из зоны военных действий. Там я получил назначение на должность военного фельдшера 3-го дивизиона 1301-го пушечно-артиллерийского полка 61-й пушечно-артиллерийской бригады 16-й артиллерийской дивизии Резерва Верховного Главнокомандования. Меня сразу же назначили комсоргом дивизиона...
Впереди был фронт. В сторону передовой двигались только ночью, соблюдая необходимые меры предосторожности. С каждым переходом все громче слышался отдаленный гул боевых действий.
https://kazpravda.kz/articles/view/voina-i-mir-shangereya-zhanibekova
|