Оксана БОНДАРЕНКО ЖИЗНЬ МЕЖ ДВУХ СТИХИЙ
Так случилось, что жизнь его была связана с двумя стихиями – водой и огнем. В ноябре 1941 года Алексею Безруку было 18 лет.
Он окончил Всесоюзную школу фабрично-заводского обучения (ФЗО). И вскоре стал работать токарем третьего разряда в городе Баку на заводе имени Кирова.
«Уже почти год шла война, – вспоминает ветеран, – мы с друзья- ми слушали сводки по радио, и так тяжело было. Там, на фронте, люди воевали, защищали Родину, а мы в тылу сидели. Пришли к военкому, стали проситься на фронт. Он ответил, что как только будет набор, нас позовут. Позвали через месяц. Во время прохождения комиссии я заметил моряка, капитана второго ранга. Подошел к нему и говорю: «Мне понравилась форма. Я хочу служить в морфлоте». Капитан засмеялся, но пошел осведомиться о моем здоровье. Ему ответили, что меня можно хоть на луну посылать.
Так, 20 мая 1942 года я стал моряком. Окончил курсы подводного плаванья, получил специальность «электрик-подводник» и направление на Черноморский флот на гвардейскую подводную лодку Щука №215. Вскоре нас отправили на задание».
ЧТО ТАКОЕ СТРАХ
Оказаться под толщей воды в замкнутом пространстве первое время было очень тяжело. Болели суставы, кружилась голова, сердце, казалось, стремится выскочить. О состоянии новичка доложили капитану. Он пришел и говорит: «Не переживай, матрос, все будет в порядке. Я тоже все это испытал, а теперь, видишь, лодкой командую». Действительно, через пару дней самочувствие наладилось. В этот поход «щука» потопила германский корабль, который шел на Украину. Потом был месяц отдыха, и лодка снова вышла на боевое задание.
– Особенно запомнились два случая, – признался Алексей Евсеевич. – Однажды мы потопили один из двух вражеских кораблей, которые везли оружие, боеприпасы, солдат, продукты. Второй начал нас бомбить. Два раза промахнулся, тогда я понял, что такое «страшно» и как с этим бороться. Страшно, когда понимаешь, что от тебя ничего не зависит, а бороться со страхом надо все равно, пытаясь что-то сделать, а что мог сделать я, только выполнять приказы командира. Второй раз дело было под Севастополем. Нас послали атаковать конвой фашистов. Выпустили торпеды, услышали взрыв – значит, попали. И вдруг нас начали бомбить. Мы оказались в ловушке. С одной стороны близкий берег, с другой – минное поле, с третьей – противник. Двигаться некуда. Командир решил идти под минное поле. Погрузились на 100 метров и двинулись тихим ходом, чтобы не задеть мину. Казалось, сердце машины и наши сердца бились в унисон – мы стали единым организмом. Напряжение было огромным. Шли почти бесшумно. Звук дает вибрацию корпуса, а значит, мог спровоцировать взрыв. Как говорится: «Случай ли выручил, бог ли помог….» Благополучно вышли по другую сторону минного поля».
На флоте Алексей Евсеевич прослужил шесть лет. Четыре года на Черноморском, год – на Балтике, и еще год на Северном флоте за Мурманском. Демобилизовался в конце марта 1948 года. Силу водной стихии он почувствовал на себе, но не знал тогда, что она станет в дальнейшем его помощницей.
БЕГОМ НА ПОЖАР
Приехал в Одессу, надо было искать работу. Хотел устроиться в торговый флот – интересно было мир посмотреть. Прошел комиссию, но оказалось, что беспартийных за границу не выпускают, сказали – доверия нет. «Как же так? – думал Безрук, – защищать Родину доверяли, а ехать за границу – нет…» Пошел Алексей Евсеевич на судостроительный завод, ему говорят: «С удовольствием возьмем, только прописка нужна». В милиции прописывать отказали. Вышел герой-подводник на улицу и увидел в сквере на скамейке мирно беседовавших пожарного и милиционера. Алексей подошел к ним, рассказал свою ситуацию и попросил совета. Они и объяснили, что работу в Одессе найти можно только в милиции или в пожарной охране. Это тоже оказалось непросто. Полковник, который принял документы у моряка, сразу сказал ему, что сначала его документы пройдут проверку, на предмет подлинности, затем будет выясняться, как вели себя, его родители на оккупированной территории, а вдруг сотрудничали с фашистами? Проверка прошла успешно. Родители оказались Родине верны, мало того, два брата Алексея тоже воевали на фронте, защищая Родину. Так бывший подводник с 15 июня 1948 года стал пожарным. Он окончил сержантскую школу, затем пожарно-техническое училище МВД. В начале 50-х его направили в столицу Казахстана Алма-Ату. Уже в нашем городе Алексей Евсеевич от начальника караула дослужился до начальника части. В то время в Алма-Ате было много каркасно-камышитовых домов и пожары случались раз по пять в сутки. Много трагедий пришлось увидеть борцу с огненной стихией, много слез и смертей. Все крупные пожары он знает наперечет. И еще, Алексей Евсеевич считает, что в работе подводника и пожарного гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Это – точное выполнение указаний командира и полная уверенность в тех, кто находится рядом с тобой.
Алексей Безрук озвучил один факт, о котором нигде не говорилось. Оказывается, в те годы в пожарных частях легковых автомобилей не было. Если пожар случался ночью, спецмашины отправляли по вызову, начальнику части майору Безруку звонили домой, и в любой конец города ему приходилось добираться, как придется, часто бежать на своих двоих. «Однажды, – вспоминает Алексей Евсеевич, – на тушение приехал начальник управления пожарной охраны республики. Я как раз только прибежал, потный, задыхаюсь и с ходу говорю ему: «Как вы думаете, насколько теперь, пробежав семь километров, я смогу быть полезен здесь, на тушении?» И попросил, чтобы нам выделили машину. Он обернулся к начальнику городской службы и говорит: «Примите к сведению». Однако еще на долгие годы все осталось по-прежнему».
Лучший работник пожарной охраны МВД СССР Алексей Евсеевич Безрук прослужил в третьей пожарной части города Алма-Аты до декабря 1975 года и вышел на пенсию, когда ему было присвоено звание подполковника. После этого еще 23 года работал в пожарной охране предприятий: на мехкомбинате, деревообрабатывающем комбинате, на ВДНХ и в Государственном музее.
Человек он веселый, общительный, замечательный рассказчик, поэтому его с удовольствием приглашают на встречи с молодыми ребятами, чтобы поделился опытом. А опыта в общении со стихиями ему не занимать.
ИСТОРИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
Лодка «Щ-215», или, как ее называли, «Щука» спущена на воду 11 января 1937 года. В апреле 1939 года была зачислена в состав Черноморского флота. В начале Великой Отечественной войны входила в 4-й дивизион подводных лодок, базировавшийся в Севастополе.
За годы войны «Щ-215» совершила 14 боевых и один транспортный поход, произвела 8 торпедных атак с выпуском 24 торпед, потопила пять судов.
|