Воскресенье, 22.12.2024

Пламя Победы
Меню сайта
Категории раздела
Сквозь пламя войны. Книга. 2005 г. [57]
Наш видеозал [22]
Пламя Победы. Том 1. [57]
Трехтомник рассказывает о казахстанцах – участниках Великой Отечественной войны.
Книги о войне [2]
Пламя Победы. Том 2 [76]
Пламя Победы. Том 3 [21]
Мои предки на далекой войне [4]
Юное поколение - о своих родных, воевавших на войне.
Социальные закладк
Форма входа
Главная » Файлы » Пламя Победы. Том 1.

ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН – КАЗАХСТАНСКОМУ ЛЕТЧИКУ
09.02.2020, 02:39

ТОВАРИЩИ ПО ОРУЖИЮ

Поднимем светлой

дружбы чашу

За офицера и бойца.

Война скрепила дружбу нашу

И наши сблизила сердца.

Леонид Гирш

НОРМАНДИЯ–НЕМАН

Немало казахстанцев сражались в составе интер­национальных бригад, в том числе в знаменитом истре­бительном авиационном полку «Нормандия–Неман». Его история началась 4 декабря 1942 года, когда эскадрилья «Нормандия», состоявшая из 15 французских доброволь­цев, была включена в состав советских ВВС.

Большой путь прошли французские авиаторы кры­лом к крылу с советскими лётчиками, много боев провели вместе. Этот путь, начавшись с Подмосковья, закончил­ся в Восточной Пруссии. Они участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладе­нии городами Гумбинен, Инстенбург, Кёнигсберг и Пилау. За успешные бои и надёжное прикрытие наземных войск при форсировании реки Неман в августе 1944 года пол­ку «Нормандия» было присвоено почётное наименование «Неманский».

Зимой 1945 года лётчики «Нормандии» приняли уча­стие в напряжённых боях за Кёнигсберг. К концу войны 96 лётчиков полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 268 самолётов противника и подбили ещё 80 самолетов.

ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН – КАЗАХСТАНСКОМУ ЛЕТЧИКУ

Вадим МАХИН

Казахстанский ветеран, лет- чик истребительного полка «Нор- мандия – Неман», полковник в отставке Василий Жовтый удостоен французского ордена Офи- цера Почетного легиона.

Военная биография Василия Леонтьевича как любого граждани­на-патриота проста и бесхитростна. Родился в Украине, в бедной кре­стьянской семье. За год до начала войны 19-летним юношей поступил в Борисоглебскую военную авиа- школу им. В. Чкалова. На фронте с 1941 года – сержант, затем, став лейтенантом, командовал авиаци­онным звеном истребителей И-16.

С марта 1944 года после окончания Конотопского высше­го военного авиаучилища он был направлен на 3-й Белорусский фронт, в 18-й гвардейский Витебский дважды Краснознаменный, ордена Суворова истребительный авиаполк. Восточно-Прусская операция, штурм крепости Кенигсберг – в этих исторических сра­жениях В. Жовтый на истребителе Як-3 участвовал в составе от­дельного авиаполка «Нормандия – Неман».

О заслугах этой боевой части можно судить по наградам, которых она удостоена. Это ордена Боевого Красного Знамени, Александра Невского, Почетного легиона и Военного Креста с шестью золотыми пальмовыми ветвями.

Вместе с французскими пилотами Василий Леонтьевич совершил 19 успешных боевых вылетов, а всего их на счету отважного аса – 35. Крыло к крылу советские и французские лет­чики громили фашистов. Зная пылкий, бесстрашный характер французов, которые, пренебрегая смертельной опасностью, рва­лись в воздушные поединки один на один, советские пилоты со­провождали их в небе и защищали по мере возможности.

Войну Жовтый закончил в 1945 году в городе Эльбинге. О его подвигах режиссер, заслуженный деятель республики Игорь Гонопольский и продюсер Жанна Балакаева сняли документаль­ный фильм «Моя Нормандия».

На церемонии вручения ордена в генеральном консульстве Франции в Алматы посол Франции в РК Жан-Шарль Бертонэ ска­зал:

– Эпопея эскадрильи «Нормандия – Неман» стала одной из славных страниц Второй мировой войны. Совместные сражения укрепили нашу дружбу. 42 пилота из 97 летчиков, сражавшихся в составе этой эскадрильи, погибли в боях.

Посол подчеркнул, что Казахстан внес огромный вклад в Победу 1945 года и свято хранит память о героях Великой Отечественной войны, о чем свидетельствуют многочислен­ные мероприятия, организованные в честь ее 65-й годовщины. Принимая награду, Жовтый поблагодарил президента Франции, посла, боевых друзей-однополчан и всех тех, кто помнит о фрон­товиках, и подчеркнул:

– Этот орден – символ чести, доблести и славы, символ дружбы и братства народов Казахстана и Франции. Пусть над на­шими странами всегда будет мирное, голубое небо, пусть наши дети и внуки не знают войны, а молодежи, будущим поколениям надо учиться у героев-патриотов, как надо служить Родине.

После войны Жовтый не расставался с родной авиацией. В 1953–1954 годах находился в Юго-Восточной Азии, с честью выполнил свой интернациональный долг, к его фронтовым награ­дам добавился орден Дружбы КНР. Окончив Военно-воздушную академию им. Гагарина, служил в Средней Азии и Казахстане, с 1979 года и по сей день работает начальником штаба аэро- клуба «Тянь-Шань», что под Алматы. У Василия Леонтьевича много последователей, которые, как и он, страстно любят авиа­цию и беззаветно служат своему Отечеству.

+++

ТЫ ПОМНИШЬ, ТОВАРИЩ, КАК ВМЕСТЕ СРАЖАЛИСЬ?

Людмила КОРИНА, Западно-Казахстанская область Когда писался этот мате- риал, ветерану войны, кавале- ру ордена Почетного легиона Франции Николаю Федоровичу Ветрову исполнилось 95 лет. А юбилеи, как известно, – самое время оглянуться на пройден- ный путь. Сын лесника, он вырос в пре- красных местах под названием Бузулукский бор. И здоровье, и ха- рактер закалялись с самого детства. В школу ходил пешком за несколь- ко километров. Недоедал в голод- ные 20-е, еще подростком привык работать наравне со взрослыми. Считает, что трудолюбие ему доста- лось как самое ценное наследство. Война, по его мнению, была тоже работой. Только гораздо более тяжелой, чем в мирные дни. Еще не одно поколение Ветровых будет гордиться тем, что он воевал в составе полка «Нормандия–Неман», поднимал це- лину и страну из послевоенной разрухи. А гордиться есть кому. У Николая Федоровича 5 детей, 11 внуков и 12 правнуков. О его биографии они знают не только из рассказов самого ветерана. Николай Федорович написал книгу. Это, скорее, дневник, документальные записи, иллюстрированные многочисленными фотографиями. И нет в них ни строчки бахвальства или само- любования. Скрупулезное и последовательное описание собы- тий. И название столь же простое и незатейливое – «Моя жизнь». Теперь огромное семейство Ветровых прекрасно информирова- но о том, кто кому родственник и по какой линии.352 ПЛАМЯ ПОБЕДЫ

Война в этой машинописной книге занимает не больше ме­ста, чем довоенная и послевоенная жизнь. У отца с матерью было 9 детей. Он – шестой. Так что каждым в отдельности родителям некогда было заниматься. К тому же матери лишился рано.

Когда пришло время выбирать профессию, решил посту­пать в сельскохозяйственный техникум. Без помощи из дома жи­лось голодно. Вот и пристроился к команде старшекурсников, уезжавших в армию, хотя и лет, и весу в нем было меньше, чем требовалось для призыва. Можно считать, что в армию юный Ветров пошел добровольцем. «Лишнего» быстро обнаружили. Но один из призывников по пути к месту назначения заболел. Поэтому «самозванец» пришелся как раз кстати. Так он попал на Дальний Восток, а потом и в Монголию.

Служил в учебной телеграфной роте связистом. «Набивал руку» на морзянке. Шел 1939 год. В мире было тревожно, и во­енные профессии в армии осваивали экстерном. Способного паренька заметили и уже через два месяца включили в график дежурства в штабе наравне с опытными солдатами. А потом был Халхин-Гол, куда Ветрова направили еще с двумя телегра­фистами.

Отслужил. Демобилизовался. Вернулся домой в Оренбургскую область в январе 41-го. Как оказалось, ненадолго. Всего через несколько месяцев началась Великая Отечественная война. Но профессия телеграфиста почему-то не пригодилась. Его направили в авиационное училище. Пока добирались до него, набор закончился. Так попал Ветров в Вольскую школу ави­амехаников. И снова непростую науку приходилось осваивать в считанные месяцы. Но это совсем не значит, что наспех.

Учились по 14–16 часов в сутки. Впрочем, такой и даже еще более напряженный ритм работы останется нормой до конца вой­ны. Его в числе наиболее способных курсантов направили изучать новый самолет Як-7. Довелось ему обслуживать такие самолеты и в авиашколе, и в эскадрилье, воевавшей под Сталинградом.

То, что потом будут считать героизмом, тогда было явлени­ем почти обыденным. Из этого периода войны запомнилось, как прилетал в часть, где он служил, Василий Сталин. И приказ, кото­рым предписывалось отправить троих самых лучших механиков в полк «Нормандия–Неман», тоже был подписан Сталиным. Но уже самим Верховным Главнокомандующим.

– В середине лета 43-го французские летчики вылета­ли на задание по несколько раз в сутки, – вспоминает Николай Федорович. – Приходилось работать днем и ночью. Был случай, когда не спал трое суток. Потом пришел в столовую, но уснул за столом прежде, чем взял ложку в руки. Проспал так 12 часов, и никто не стал меня будить – ни летчики, ни повара. Атмосфера в полку была самая доброжелательная. Среди нас, механиков, были люди самых разных национальностей. Помогали друг дру­гу, и все одинаково переживали, когда летчики не возвращались на базу. Из тех, с кем мне довелось работать, из боевых вылетов не вернулись трое.

На войне, как на войне. И силы находились, казалось бы, за гранью человеческих возможностей, и преодолевать приходи­лось непреодолимое.

Его боевой маршрут вместе с авиаполком прописан в памят­ке, где значатся благодарности командования старшине Ветрову за освобождение Витебска, Минска и еще доброго десятка горо­дов. Вплоть до Кенигсберга весной 45-го. О том, как служил, рас­сказывают военные награды, в том числе и с говорящим назва­нием – «За боевые заслуги». И что нечасто случалось на войне, тоже за особые заслуги ему был дан отпуск для поездки домой. Но с победными залпами 45-го служба не закончилась. Николая Федоровича оставили в армии еще на год.

Послевоенная жизнь началась опять же с учебы. Пришлось доучиваться в сельхозтехникуме, чтобы получить диплом агроно­ма. Потом растил хлеб, осваивал целину. Но в технике разбирал­ся лучше любого инженера. Наука, полученная в легендарном авиаполку, не однажды выручала. Своими военными заслугами никогда не козырял. Все решил случай.

Отдыхал как-то в санатории-профилактории «Акжайык», что неподалеку от Уральска. Попал в один номер с участником войны, который посоветовал разыскать однополчан и обратиться для этого в совет ветеранов в Москву. Ответом было приглаше­ние посла Франции в России на праздничную церемонию в честь очередной годовщины Победы.

Был приглашен Николай Федорович и в 712-ю московскую школу с французским языком обучения. К своему немалому изумлению увидел в школьном музее свою фотографию военных лет.

Уже много лет Николай Федорович поддерживает свя­зи с уральской школой, которая расположена в его районе. Здесь оформлен стенд, посвященный эскадрилье «Нормандия– Неман». Не без гордости рассказывал мне ветеран о том, что от времени не отстает. Вместе с областным управлением внутренней политики и журналистами городской газеты «Надежда» он подго­товил диск, на котором представлены все летчики «Нормандии– Неман» и, конечно, воспоминания о его службе в авиаполку.

– Чтобы мир был крепче, – говорит Николай Федорович, – нужно обязательно передавать память и документальные свидетельства о Великой Отечественной войне из поколения в поколение.

Категория: Пламя Победы. Том 1. | Добавил: Людмила | Теги: Вадим Махин, Василий Жовтый
Просмотров: 692 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Нас считают
Теги
Поиск
Copyright Журнал "Нива" © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz