КАВАЛЕРЫ ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ
Я – будто на передовой
И жду сигнала для атаки,
Чтобы рвануть
в смертельный бой
И победить в жестокой схватке.
Леонид Гирш
ВОЙНА И МИР ТАЛГАТА БЕГЕЛЬДИНОВА
Елена БРУСИЛОВСКАЯ
Под Москвой на высоком берегу Истры воздвигнут памятник самолету Ил-2. Созданный в канун Второй мировой войны в опытном конструкторском бюро Сергея Ильюшина советский штурмовик стал одним из символов прошедшей войны. Таких самолетов в то время не имела ни одна армия мира, его называли «летающим танком», а фашисты еще и «черной смертью». Оснащенный скорострельными пулеметами и пушками, несущий под крыльями реактивные снаряды и бомбы Ил-2 наводил ужас на гитлеровцев.
Для нашего земляка, дважды Героя Советского Союза военного летчика Талгата Бегельдинова Ил-2 был «родной машиной», ведь он совершил на нем свыше 300 боевых вылетов, пробыв в воздухе без малого 500 часов! Разные приходилось выполнять задания – и в разведку летать, и эшелоны бомбить, и мосты взрывать, и с танками сражаться. Летал и по переднему краю, и по тылам противника, ходил на свободную «охоту», вступал в воздушные бои, в которых лично сбил семь вражеских самолетов. За выполнение особо важных и особо сложных заданий Талгата Бегельдинова называли человеком-легендой.
НАША СПРАВКА
Генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в ауле Майбалык Акмолинской области. Детство и юность его прошли в г. Фрунзе (нынешний Бишкек).
На фронте с января 1943 года, прошел путь от рядового летчика-штурмовика до командира эскадрильи 144- го гвардейского штурмового авиаполка 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-й воздушной армии.
Звание Героя Советского Союза гвардии старшему лейтенанту Талгату Бегельдинову было присвоено 26 октября 1944 года за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые им в воздушных боях 4 вражеских само- лета.
Второй медали «Золотая Звезда» гвардии капитан Талгат Бегельдинов удостоен 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги в боях за города Краков, Оппельи, Катовице, Бреслау и Берлин.
Награжден также двумя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Александра Невского, Славы III степени, иностранными орденами и медалями. Кавалер орденов «Данк» 1-й степени и «Отан».
Участник Парадов Победы 1945, 1985 и 1995 годов. «Заслуженный военный летчик СССР». Автор книг «Илы атакуют», «305 рейдов» и «Сражение в воздухе». Президент благотворительного Международного фонда, носящего его имя. Имя Талгата Бегельдинова носит Актюбинское высшее летное училище и Карагандинская спецшкола.
Жизнь Талгата Бегельдинова настолько богата событиями, что вместить даже основные из них в одну газетную публикацию не реально. Поэтому остановимся лишь на некоторых эпизодах его во многом уникальной биографии.
Сама судьба предопределила Талгату путь в небо, ведь его имя в переводе с арабского означает «высота», «подъем». Поэтому когда 16-летний курсант аэроклуба ДОСААФ, вчерашний деревенский мальчишка, впервые самостоятельно поднялся в небо, каждой клеточкой своего тела он понял – это его стихия. Хотя внешне Талгат никак не тянул на летчика – невысокого роста, маленький, щупленький, «в каких-то болтающихся штанишках, брюк-то не было», как он сам вспоминал. Этот мальчишеский вид сыграл с ним злую шутку и когда после окончания аэроклуба шел отбор в летную Саратовскую авиационную спецшколу пилотов, и потом, на фронте, когда командиры эскадрилий не спешили зачислять его в свою команду.
«Не брали меня в школу пилотов. Спасибо начальнику летной подготовки аэроклуба, замечательный человек был, который предложил: «Давайте я с этим малышом полечу». А летали мы на По-2 . Это был мой первый самостоятельный полет, можете представить, что я чувствовал. Взлетел, и такой меня восторг охватил – сам лечу, сам управляю самолетом!»
Свой первый экзамен Бегельдинов сдал на «отлично». Впереди была Саратовская военно-авиационная спецшкола пилотов, где готовили летчиков-разведчиков. К этому времени Талгату исполнилось всего 18 лет. Проучился два года, и его направили в третью Чкаловскую бомбардировочную школу пилотов, после чего последовала Первая Чкаловская истребительная авиационная школа пилотов. Вот там-то летная судьба Талгата Бегельдинова и оказалась накрепко связана с легендарным «горбатым», самолетом Ил-2.
А ТЕПЕРЬ – «ГОРБАТЫЙ»!
«Однажды вижу объявление, – вспоминал Талгат Якупбекович, – «Кто из курсантов-выпускников желает летать на самолете Ил-2, напишите заявление». И ниже приписка, что это новый хороший самолет-штурмовик, его можно увидеть на аэродроме. Ну, я вместе с другими ребятами взял и написал, дескать, хочу переучиться. Это уже потом, на фронте, я понял: эх, лучше бы мне специализироваться на истребителя, ведь, как потом оказалось, на Ил-2 впору смертникам было летать. Во-первых, как правило, он шел на небольшой высоте, поэтому его не только с воздуха, но и с земли можно было достать. А во-вторых, когда мы посмотрели на его «начинку», ахнули – две пушки, два пулемета, бомбы, реактивные снаряды! То есть он весь был напичкан боеприпасами».
Поначалу штурмовики летали на самолетах-одинарках, как их называли – впереди была кабина с пультом управления не только самолетом, но и орудиями – гашетки пушек, пулеметов, кнопки для метания бомб и реактивных снарядов, прицел и т.д. Кабина закрывалась большим бронированным стеклом, а вот сзади летчик оказывался не защищен. Немцы быстро это поняли и, спокойно заходя в хвост, расстреливали наши самолеты. «И пока эскадрилья долетала до места выполнения задания, пять-шесть ИЛов мы теряли». Не случайно, как вспоминал Бегельдинов, проштрафившихся летчиков- истребителей посылали к штурмовикам, полеты на Ил-2 были для них нечто вроде штрафбата.
Правда, позже самолет был модернизирован. А толчком к этому послужила встреча летчиков с его создателем Ильюшиным, которая состоялась осенью 1942 года на одном из подмосковных аэродромов. Ильюшин тогда молча выслушал все претензии и пообещал, что в ближайшем будущем летчики получат «горбатого» с хвостовой огневой точкой. Кстати, это прозвище самолет, который поначалу назывался БШ-2 (бронированный штурмовик) получил за характерный профиль, приобретенный за счет того, что кабина пилота была приподнята по отношению к мотору, чтобы обеспечить лучший обзор.
В свое время Ильюшин отказался от штурмана, а по совместительству и воздушного стрелка, который мог защищать самолет от атак сзади, чтобы сделать машину более легкой и маневренной. Ведь тогда считалось, что в войне у сталинских соколов будет подавляющее преимущество. Но в итоге в воздухе хозяйничали истребители Люфтваффе, сбивая тяжелые, неповоротливые Илы. За эту трагическую ошибку советских стратегов и авиаконструкторов сотни летчиков-штурмовиков заплатили своими жизнями. Лишь к концу 1942 года в авиаполках появились двухместные Ил-2.
Но это было позже, а пока Талгат Бегельдинов отправился на учебу в 34-й запасный авиационный полк в Ижевск. Выучили всех быстро – и на фронт. «Меня со старшиной Сергеем Чепелюком направили на Калининский фронт под Москву. Прибыли в штурмовой авиационный полк, Чепелюк здоровый такой, выше меня, шагает широко, а я сзади бегу, зима, холод, замерз весь. Помню, командир полка посмотрел на меня и спрашивает: «Вы кто?» «Я летчик, сержант Бегельдинов», – отвечаю. Он с недоверием переспрашивает: «Летчик? Ну-ка летчики, – говорит, – идите в первую эскадрилью».
Пошли туда, но там нас не взяли, направив в третью. А так получилось, что один из летчиков этой эскадрильи знал Чепелюка, увидел его, обрадовался. «Будем вместе летать», – говорит. Словом, Чепелюка оставили. А мне командир эскадрильи лейтенант Шубин сказал: «Рядом стоит вторая эскадрилья, у них, по-моему, летчиков не хватает. Идите туда».
Опять меня мой внешний вид подвел – маленький, замерзший, в обмотках. Скажу честно, мне было так обидно, что я подумывал даже пойти к командиру полка, пожаловаться, дескать, не берут меня нигде. В общем, пошел во вторую эскадрилью. Помню, там в середине деревенской избы, где располагались летчики, буржуйка стояла, вокруг сидели летчики, пекли картошку и обсуждали полеты. Я спрашиваю командира эскадрильи.
– Ну, я командир эскадрильи, – отвечает один из них.
– Летчик сержант Бегельдинов прибыл в ваше распоряжение.
– Если летчик, тогда садись, замерз, наверное.
Смотрю, вроде бы приняли меня. Один летчик мне картошку дал. Командир говорит: «Давай рассказывай». Я рассказал про себя. Все нормально. «Ладно, пошли спать», – говорит. Я смотрю, где бы лечь? Вижу – нары пустые. Только хотел одеяло расстелить, командир говорит: «Ты уж извини, но лезь на печку, а завтра старшина определит, куда тебя определить». Как потом я узнал, это было место летчика, который не возвратился с боевого задания. А во всех эскадрильях был неписаный закон – пока летчик не вернулся, его место не занимать.
Два месяца Талгату не давали разрешения на вылет, командир эскадрильи Степан Пошевальников приглядывался к тоненькому, неказистому на вид пареньку. Но тот вроде бы и не расстраивался: изучал машину, слушал рассказы бывалых летчиков, заучивал карты, помогал механикам.
Талгат Якупбекович с особой теплотой вспоминал своего первого боевого командира, который был действительно необыкновенной личностью – единственный во всем авиакорпусе капитан, награжденный полководческими орденами Суворова 3-й степени и Александра Невского. Позже к ним прибавилась и Золотая Звезда Героя. К сожалению, Степан Пошевальников погиб в одном из боев. К своим летчикам он относился поистине с отеческой заботой, и прежде чем отправить юного Талгата Бегельдинова на боевое задание, комэск решил сам удостовериться, насколько высоко летное мастерство нового пополнения: он поднялся в воздух вместе с самолетом Бегельдинова.
«А во время полета самое главное – строй держать, – рассказывал Талгат Якупбекович, – командир впереди, ты точно за ним, ни отставать, ни догонять в бою нельзя, потому что можно атаковать не тот объект. «Летаешь ничего, нормально», – сказал командир после окончания полета. Кстати, мне пришлось совершить тренировочный полет и с командиром той самой третьей эскадрильи, который меня не взял. Он и так, и так летал, а я за ним, как ниточка. Действительно, пилотировал я хорошо, честно надо признаться. Потом он мне сказал: «Зря я тебя тогда не взял».
Овладев техникой пилотирования Ил-2, Талгат Бегельдинов открыл для себя один из удивительных секретов этого тяжелого и неповоротливого штурмовика: сбросив бомбы, на нем можно было сражаться с немецкими самолетами, как на хорошем истребителе, что летчик и использовал. Например, сманеврировав, он мог зайти в хвост атаковавшему его тому же «мессершмитту», или, резко сбросив скорость, так, чтобы быстрый немецкий истребитель проскочил мимо, а затем, довернув на него, расстрелять из пушек. При лобовой атаке бронированный штурмовик тоже имел больше шансов, чем мессер. Правда, мастерство основной массы летчиков- штурмовиков было невысоким, ведь во время ускоренной подготовки перед отправкой на фронт сложному пилотажу не учили, как результат – серьезные потери.
В первые месяцы войны жизнь летчика Ил-2 на фронте в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Вчерашние мальчишки, пилоты Ил-2 гибли чаще, чем, скажем, истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза, в то время как всем остальным надо было совершить не менее 80 боевых вылетов.
ПЕРВЫЙ БОЙ
Это было в начале 1943 года в районе Великих Лук. Обстановка на фронте оставалась напряженной: на западе противник прочно удерживал треугольник Невель – Новосокольники – Великие Луки. На востоке в его руках находилась железная дорога Мостовая–Ржев. Наши войска занимали демянский плацдарм, который «штабники» окрестили «языком». Южнее, в районе города Белый Калининской области, гитлеровцы приготовились зимовать со всеми удобствами, стянув туда крупные силы, включая дивизию «Мертвая голова». А еще дальше на юг, в Смоленске, захватчики чувствовали себя уже совсем в безопасности. Войскам ставилась задача – осуществлять наступательные операции, чтобы сковать противника и лишить его возможности перебрасывать резервы под Сталинград.
Первый боевой вылет у Талгата Бегельдинова состоялся 17 февраля 1943 года. Группу из шести штурмовиков вел командир эскадрильи Степан Пошевальников, на его самолете была цифра «13» , по числу сбитых им вражеских самолетов. Вот как писал об этом полете в книге «Летчики и космонавты» легендарный Николай Каманин, который одним из первых в СССР получил звание Героя Советского Союза за участие в челюскинской эпопее, а во время войны он командовал авиадивизией.
«После возвращения Талгата Бегельдинова с первого боевого задания стало известно, что в первом заходе он настолько удачно спикировал на цель, что бомбы легли точно в бензохранилище. А со второго захода поджег склад боеприпасов. Такое бывало и у других летчиков, но редко, а у Бегельдинова получилось сразу».
– Мы тогда атаковали вражеский эшелон и железнодорожную станцию, – вспоминал Талгат Якупбекович, – шли в атаку с высоты тысяча метров, снижались, прицеливаясь, и с 500–600 метров начинали бить по врагу. Поверьте, это не так-то просто. Хотя, если честно признаться, цели на земле я не видел, просто смотрю: все стреляют, и я нажимаю кнопку – вижу: бомбы пошли. Оказалось, удачно. В первый день я сделал три вылета. Вот такую дырищу привез с правой стороны самолета – зенитный снаряд попал, хорошо еще, что бронебойный – ушел и там где-то разорвался. А то если бы осколочный, мы бы с вами сейчас не разговаривали.
Через несколько дней состоялся еще один знаковый полет Бегельдинова. При налете на деревню Горушка, превращенную противником в мощный опорный пункт, из шестерки Илов, где замыкающим шел Талгат, было сбито пять наших машин. И один из немецких истребителей стал настойчиво атаковать «Ил» Бегельдинова.
– Немец совершенно обнаглел, – вспоминал он, – высокая скорость в этот момент была для него помехой, и он выпустил шасси, чтобы уменьшить ее. Это почему-то меня взбесило. Ну, думаю, гад, я тебе не котенок. Резко развернул машину в сторону противника, взял ручку на себя. «Мессер» в этот момент оказался прямо передо мной в прицеле. Я нажал на гашетки. Вижу, как пули вонзаются в истребитель. Он задымился, свалился на крыло и пошел к земле… Но и мой самолет был поврежден, начал входить в штопор. Кое-как выровнял машину, набрал скорость, снизился и с трудом дотянул до аэродрома.
За эту победу Талгат Бегельдинов был награжден своим первым орденом – Отечественной войны 2-й степени. Вскоре ему было присвоено звание старшего лейтенанта, а в августе он был назначен командиром звена.
ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ
Вообще, Талгата Бегельдинова на фронте считали везунчиком, судьба его словно оберегала, помогая выходить невредимым из самых невероятных ситуаций.
Вот один из таких примеров. В феврале 1944 года Ил-2 Талгата был подбит зенитной артиллерией. Он дотянул самолет до нейтральной территории и аварийно посадил его на густо заминированную поляну. Предупрежденные об опасности вместе со стрелком они целый день отсиживались под обстрелом в бронированной кабине штурмовика, и лишь ночью с помощью саперов вышли из опасной зоны. Поразительно, но его самолет, пробороздивший по начиненной минами земле десятки метров, не напоролся на мины!
А в одном из боев, когда Ил Бегельдинова вошел в пике, сверху на него стал падать подбитый немецкий истребитель. За доли секунды Талгат сумел вынырнуть из-под падающего на него самолета, и тот врезался в землю, а вместе с ним взлетели на воздух вражеские вагоны. Наблюдавший
Ведущие летчики 144 ГШАП, второй слева Т.Я. Бегельдинов, 1944 г.
за этим воздушным боем командир дивизии Каманин в восторге воскликнул тогда: «Блестящее боевое пике выполнил Бегельдинов! В учебники бы его занести. Бессмертное пике!»
С именем Талгата Бегельдинова связан и еще один поистине легендарный случай, вошедший в историю Второй мировой войны. Кстати, он до сих пор активно обсуждается на интернетовских форумах. В германской армии славился как непобедимый летчик Ганс «Асси» Хан (Hahn), кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями. На его счету было 560 вылетов и 108 сбитых самолетов, он стал известен еще в «битвах за Францию и Англию». На Восточный фронт немецкого аса перевели осенью 1942 года. 26 января 1943 года Ганс Ханн сбил свой сотый самолет. В течение следующего месяца он записал на свой счет еще восемь сбитых большевистских самолетов. «Асси» считался непобедимым… пока его самолет не пересекся в небе с Илом Талгата Бегельдинова.
Этот бой произошел 21 февраля 1943 года в районе Старой Руссы. Для аса такого уровня, каким был Хан, быть сбитым каким- то мальчишкой (Талгату тогда было всего 20 лет) было позором, поэтому во время допросов (Ганс Хан попал в плен и семь лет провел в советских лагерях) он категорически отказывался признать, что его сбил молодой советский летчик, уверяя, что его самолет подбила зенитка, и из-за отказа двигателя он был вынужден приземлиться в советском тылу.
БИТЫЕ ТАРЕЛКИ И КОТЕНОК НА СЧАСТЬЕ
Помните, как в знаменитом фильме «В бой идут одни «старики» один из механиков тихонько крестил летчика, героя Леонида Быкова, перед вылетом? Свои приметы «на счастье» всегда были у авиаторов, и не только у наших. Например, в годы войны немецкие летчики размалевывали свои самолеты бубновыми тузами, пиковыми дамами, брали с собой всякую чертовщину в качестве амулетов.
Советские летчики тоже украшали фюзеляжи своих самолетов. Как правило, рисовались звезды, каждая из которых означала сбитый самолет врага. Что же касается амулетов, то и они были
у «сталинских соколов». Как рассказывал Талгат Бегельдинов, в эскадрильи Сергея Луганского летчики поочередно брали с собой в воздух небольшую собачонку – общую любимицу. «А у нас, например, в полку один летчик-штурмовик все время летал с котенком. Некоторые летчики ни за что не брились перед боевым вылетом, другие обязательно присаживались на землю, прежде чем сесть в кабину самолета.
А вот Герой Советского Союза летчик-истребитель Николай Шутт, который часто шел рядом со мной в качестве прикрытия, был вообще человеком со странностями. Мы его прозвали «усатый» за пышные холеные усы. Так вот он перед вылетом непременно ломал тарелку. Да, да, самую обыкновенную тарелку. Не сломает – не полетит. Официантки в столовой вначале сердились, а потом привыкли. Да и каждый из нас старался припасти для друга одну-две тарелочки. Причем ломал он их очень ловко. Возьмет в руки, трах – и пополам, потом еще и еще. Смотришь, одни осколки. Пытались было интенданты воздействовать на Николая рублем: за каждую тарелку взыскивали с него в десятикратном размере. Если учесть, что боевых вылетов у нас бывало до 5–6 в день, то понятно, что от оклада у Шутта ничего не оставалось. А когда мы воевали уже в Германии, незадолго до окончания войны Николай обнаружил неподалеку от аэродрома склад посуды. Он отыскал где-то лошадь с телегой, нагрузил полный воз тарелок и торжественно подъехал к столовой. Получайте, мол, авансом. Смеялись мы¸ конечно, от души».
Сам Талгат счастливым считал число 13. Именно под этим номером на боевом самолете он впервые появился в небе над Берлином.
ВЕДУЩИЙ ГРУППЫ
«Летал Талгат неустанно, – писал о Бегельдинове Николай Каманин, – стал мастером штурмовых ударов, воздушным разведчиком. Мне доставляло большое удовольствие подписать на него несколько наградных листов, а затем представить к офицерскому званию. В боевые расчеты его стали включать ведущим группы».
Не каждому доверялось, да и не каждый летчик мог быть ведущим. «Ведущий – это самый главный в группе. Как командир эскадрильи, я водил большие группы, до 24 самолетов, и ни одного летчика не потерял! Почему? Да потому что грамотно летал. Перед каждым вылетом я досконально изучал обстановку, данные разведки – где артиллерия стоит, где батареи, где танки… И уже направленно вылетала группа штурмовиков. Вслепую мы в атаки не ходили, поэтому я никогда не терял летчиков. У меня эскадрилья была очень сильная. Как ведущий я определял цель: допустим, село Быково. Разведка передает – на западной окраине этого села танки, их надо уничтожить. Ведущий должен найти это село, найти эти танки и, верно выбрав, уничтожить цель. Ошибиться было нельзя, хотя чего скрывать, бывало, что из-за ошибки ведущего и по своим били. Если такое подтверждалось, ведущий шел под трибунал».
– Вот у нас, например, был летчик, мы вместе приехали на фронт, Шишкин такой, – вспоминал Бегельдинов. – Летал он хорошо, был командиром звена. Я как-то говорю ему: слушай, помоги мне (а я был уже командиром эскадрильи), слетай на разведку ведущим, будут небольшие группы самолетов. Нет! А потом такие обижаются, почему я не герой? Потому что ты трус!
Талгату Бегельдинову было всего 22 года, когда он получил первую Звезду Героя, и 23, когда вручили вторую. В стране всего 65 военных летчиков дважды были удостоены этого высокого звания!
– Тогда мы даже не думали о наградах, – рассказывал Талгат Якупбекович, – да я в жизни никогда и не помышлял, что буду Героем Советского Союза. Мысль была одна, как противника уничтожить.
Талгат Бегельдинов славился и как мастер воздушной разведки. Он летал в самых сложных погодных условиях, при противодействии истребителей, порой в одиночку, добывая ценнейшие сведения о противнике.
«Как разведчика меня порой посылали на задание на рассвете или ночью, я все фотографировал: под фюзеляжем Ила два фотоаппарата были, между пушками и пулеметами еще один. Если, скажем, стреляешь из пушки, видно, куда попала трассирующая пуля, так что ничего не скроешь».
ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
Долгим и нелегким был для Бегельдинова путь к победе. Под Харьковом он был ранен, блуждал по вражеским тылам. Вернулся в свой полк, где его считали погибшим, даже китель с орденами отправили в родной аул! И когда вместе с полевым госпиталем его пытались эвакуировать в тыл, убежал из санитарного эшелона и вернулся к своим.
Освобождал Украину, Польшу, громил врага в его логове, в поверженном Берлине. После Победы, как и все фронтовики, Бегельдинов рвался домой, на родину. Однако ему предложили продолжить образование, и он стал слушателем Краснознаменной Военно-воздушной академии, после окончания которой служил в рядах Вооруженных сил СССР. Был заместителем командира полка по летной подготовке, а позднее начальником штаба высших курсов усовершенствования офицеров-штурманов.
В 1956 году по состоянию здоровья ему пришлось оставить так любимую им военную авиацию, но с небом дружить не перестал, перейдя на работу в гражданскую авиацию. Талгат Якупбекович занял пост заместителя начальника по капитальному строительству Республиканского управления гражданской авиации Казахстана.
Он инициировал и принимал самое активное участие в разработке плана развития гражданской авиации Казахстана, создания ее базы. Привыкший выполнять все точно, честно и добросовестно, Бегельдинов и в гражданской жизни придерживался этих правил. Совмещая учебу и работу, не прося скидок и поблажек за боевые заслуги и регалии, учился в Московском инженерно-строительном, а позднее в Казахском политехническом институтах по специальности промышленное и гражданское строительство. Что побудило аса стать строителем? Как он сам говорит, любовь к красоте и зодчеству, гармонии природы и архитектуры, которую не случайно называют «застывшей музыкой».
Талгат Якупбекович очень серьезно осваивал теоретические и практические вопросы строительства крупных промышленных объектов. Работая в Республиканском управлении гражданской авиации Казахстана, занимался сооружением первой взлетно-посадочной полосы Алматинского аэродрома, за что в октябре 1958 года был награжден Почетной грамотой Верховного Совета КазССР.
И в мирной жизни талантливый летчик был, как на передовой. Под его руководством построены аэродромы с современными взлетно-посадочными полосами на Мангышлаке, в Шымкенте и Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Балхаше. Сданы в эксплуатацию двадцать аэропортов – широких воздушных ворот, открывших путь нашей республике во все страны мира. Его заслуги неоднократно отмечены Почетными грамотами Верховного Совета КазССР и другими наградами.
Позднее, будучи заместителем управляющего треста «Казстальмонтаж», Бегельдинов возглавил строительство крупнейших промышленных объектов страны, таких как Лисаковский горнообогатительный комбинат, Джамбулский завод двойного суперфосфата, а также престижных городских объектов в Алма- ты – Дворца республики, Республиканской библиотеки и Алматинского цирка, автодромов и многих других. Причем для него сдача всех этих объектов была как выполнение боевых заданий – в сжатые сроки, ударными темпами и с хорошим качеством.
Он вел большую общественную работу, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Алматинского городского Совета. Талгат Якупбекович всегда активно участвовал в патриотическом воспитании молодежи, писал книги, вспоминая боевую юность и своих фронтовых друзей.
|