Воскресенье, 22.12.2024

Пламя Победы
Меню сайта
Категории раздела
Сквозь пламя войны. Книга. 2005 г. [57]
Наш видеозал [22]
Пламя Победы. Том 1. [57]
Трехтомник рассказывает о казахстанцах – участниках Великой Отечественной войны.
Книги о войне [2]
Пламя Победы. Том 2 [76]
Пламя Победы. Том 3 [21]
Мои предки на далекой войне [4]
Юное поколение - о своих родных, воевавших на войне.
Социальные закладк
Форма входа
Главная » Файлы » Пламя Победы. Том 1.

СВИДАНИЕ С КАЗАХСТАНСКИМ ТАНКОМ НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
27.01.2020, 07:22

В СТАЛЬ ОДЕТЫЙ И ОБУТЫЙ

Сергей БОРИСОВ. СВИДАНИЕ С КАЗАХСТАНСКИМ ТАНКОМ НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ

 

На открытой площадке бронетехники Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе выставлено много военной техники. Мое внимание при­влек средний танк Т-34-76, еще первых выпусков, с корот­кой пушкой, узкой башней-пирожком, на которой была над­пись белыми буквами: «От рабочих Казахстана», и знаком «Гвардия». Захотелось побольше узнать об этом танке. Где он воевал, что известно о его экипаже, какие пути-до­роги привели его сюда на Поклонную гору?

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Работники музея выдали мне об этом экспонате совсем ко­ротенькую справку. Танк этот в ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области огнем и гусеницами уничтожил 100 гитлеровских солдат. (Ох, уж эти печальной памяти Новосокольники, Великие Луки, Невель! Здесь, на Псковской земле полегло немало казахстанцев. Здесь сложили свои головы две славные казахские девушки – Маншук Маметова и Алия Молдагулова.) При преследовании отходяще­го врага под танк были брошены две противотанковых гранаты. От взрыва звенья одной из гусениц разорвались, и танк по инер­ции занесло на лед замерзшего озера Жарки. Лед не выдержал 26– тонной машины, и она пошла на дно. Экипаж, к счастью, успел не только покинуть машину, но и забрал с собой крупнока­либерный пулемет.

В октябре 1998 года силами администрации Новосоколь- нического района, коллектива управления «Верхневолжские нефтепроводы» и сотрудников поисковых отрядов танк был под­нят со дна озера с шестиметровой глубины. Реставрационно- восстановительные работы были проведены в НИИ Министерства обороны РФ. 29 апреля 1999 года Т-34 главой администрации г. Новосокольники В. Никитенко был торжественно передан в дар музею Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Мне удалось связаться по телефону с бывшим уже теперь мэром. Как оказалось, он сам исследует историю партизанского движения на Псковщине, поэтому друг друга мы поняли с полуслова.

Осенью 42-го года советское командование спланировало Великолукскую операцию, неофициально названную «маленьким Сталинградом». Ее цель, как и печально знаменитой Ржевско- Сычевской, состояла в том, чтобы ввязаться с немцами в бои и не дать им перебросить под Сталинград дополнительные силы для деблокады попавшего в окружение Паулюса, к которому уже спешил Манштейн. Наше командование не без оснований силь­но опасалось, что 6-я армия может выскользнуть из котла. За овладение Великими Луками шли ожесточенные кровопролит­ные бои. Отличившихся солдат немцы награждали специально изготовленными медалями.

Танк Т-34-76, о котором идет речь, принимал участие в трех­дневных боях в районе озера Жарки и принадлежал 7-му танковому полку 34-й мехбригады, приданной 3-й ударной армии под командо­ванием генерала Галицкого, прибывшей с Калининского фонта. Это было редкое по тем временам гвардейское соединение.

Танк, провалившийся под лед, не такой уж редкий случай в годы войны. Некоторые из них, если позволяли условия, после боя быстро вызволяли из водяного плена, подсушивали, меня­ли аккумуляторы и ставили в строй. О нашей «тридцатьчетвер­ке», покоившейся на дне болота, местные жители вспомнили бо­лее полувека спустя. Следует сказать, что извлечение из болота танка, замурованного долгие годы в иле, представляет довольно сложную техническую задачу.

Когда танк вытащили на берег, он напоминал огромный ком грязи. Как только брандспойтами чуть отмыли его башню, на ней отчетливо проявилась надпись «От рабочих Казахстана». Так что о никакой подставе не могло быть и речи, особо подчеркнул Николай Васильевич.

Конечно, и самим поисковикам очень хотелось побольше узнать об этом танке: кто на нем воевал, из каких мест призы­вался экипаж? Какова дальнейшая судьба гвардейцев? Были ли в 7-м полку другие танки с такой надписью? К сожалению, боль­шинство этих вопросов так и остались без ответа – уж слишком много времени прошло с той поры. Правда, удалось узнать, что командиром машины и всего танкового взвода был недавний вы­пускник училища лейтенант Насип Тухватчин (скорее всего, тата­рин по национальности). После этого он еще несколько раз горел в танке, но остался жив, день Победы встретил в Софии в звании подполковника. К сожалению, к тому времени, когда тридцатьчет­верку извлекли из болота, танкиста уже не было в живых.

Эпопея с этим танком запомнилась Н. Никитенко еще и потому, что серьезные виды на боевую машину, извлеченную из болота, имели и «черные следопыты». Это были серьезные кон­куренты, люди нахрапистые, со связями и ради наживы готовые на все. За обладание редким раритетом времен войны, к тому же прекрасно сохранившимся, развернулась настоящая война: еще бы, за границей, куда тридцатьчетверку хотели переправить, коллекционеры были готовы выложить миллион долларов. Так что и последний свой бой тридцатьчетверка выдержала с честью, иначе она не оказалась бы на Поклонной горе.

ИМЕННЫЕ ТАНКИ

Большинство советских людей в годы войны жили на грани возможного. Все было подчинено главному закону того време­ни «Все для фронта, все для Победы!». Уже в самом начале во­йны по стране развернулось движение по безвозмездной пере­даче личных средств в помощь фронту. Это могли быть личные сбережения отдельных граждан или деньги, собранные работни­ками предприятий и колхозов, жителями населенных пунктов и регионов. Это могло быть и свадебное кольцо, и передающиеся из поколения в поколение бабушкины сережки, и припрятанные на черный день советские червонцы, и отведенный на бойню годовалый бычок.

Чаще всего покупались танки, иногда целые танковые колонны. Одна «тридцатьчетверка» стоила тогда 180–210 тысяч рублей, самолет дороже. Прямо на заводе оружие передавалось в руки самых опытных бойцов, иногда земляков тех, кто эти день­ги передавал. Одним из инициаторов патриотического движе­ния был колхозник-пасечник из Саратовской области Ферапонт

Головатый, который на вырученные от продажи выданного в ка­честве натуроплаты меда (с мешком денег явился на авиаци­онный завод) купил истребитель Як-1. А потом, когда машина износилась в боях, купил самый совершенный ястребок Як-3. Инициатива пасечника была одобрена самим Сталиным. (Вот и поверь теперь, что колхозники были нищими.)

Сбором денег была охвачены вся страна, даже дети. Шестилетняя Ада Занегина мечтала купить куклу и накопила для этого по копеечке 122 рубля 25 копеек, а потом отдала их на танк. Ее письмо, написанное печатными буквами, опубликованное в газете «Омская правда» в 1942 году, брало за душу: «Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка».

Ежедневно газета помещала письма детей, отдавших свои «кукольные» сбережения на свой танк. Ада хотела, чтобы на «Малютке» воевал её отец-танкист. Но механиком-водителем бо­евой машины Т-70 стала женщина Екатерина Петлюк, старший сержант 56-й танковой бригады, которая повела его в первый бой под Сталинградом в ноябре 1942 года.

Артист Яхонтов на свои собственные средства купил танк и назвал его в честь своего кумира «Владимир Маяковский». Сейчас в это трудно поверить, но именной была и танковая ко­лонна «Лембиту», названная в честь легендарного героя эстон­ского народа и построенная на средства эстонских граждан.

Не остались в стороне от этого движения и казахстанцы всех возрастов и достатков. Так, пионеры одной из школ горо­да Уральска собрали деньги на строительство танка «Пионер Казахстана». Осенью 41-го года в республике начался сбор денег для строительства танковой колонны имени ВЛКСМ. В итоге уже зимой 1942 года сорок пять новеньких именных «тридцатьчетве­рок» на фронте громили врага.

А всего за годы войны казахстанцы внесли почти полмилли­арда рублей, на которые был построены танки, торпедные кате­ра, авиаэскадрильи!

К сожалению, лаконичная надпись на башне танка «От рабочих Казахстана» не позволила определить более точно,

кто были эти дарители – рыбаки Балхаша, шахтеры Караганды, медеплавильщики Балхаша. А может быть, эта безымянность не случайна, а вполне задумана ее авторами? К чему лишние слова, к чему лишняя афишизация поступка, если Родина в опасности! Просто, ясно и надежно: «От рабочих Казахстана».

ЛЕГЕНДЫ О ЧУДЕ-ТАНКЕ

Известно выражение Уинстона Черчилля о том, что в пери­од Второй мировой войны было создано три выдающихся образ­ца вооружений: английская пушка Браунинг, немецкий самолет Мессершмитт-190 и советский танк Т-34. Вермахт встретился в бою с новыми советскими танками КВ и Т-34 в первые же дни во­йны. Еще в июле главный немецкий танковый бог Гудериан лично осмотрел один Т-34, застрявший в болоте.

Наша «тридцатьчетверка» тогда не произвела на немец­ких танкистов должного впечатления. Оценка, выставленная им нашей машине, была уничижительна, впрочем, чего мож­но было ожидать другого от генерала вермахта образца 41-го года, упоенного легкими ошеломляющими победами. Гудериан утверждал, что «…советский танк «Т-34» является типичным примером отсталой большевистской технологии. Он не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказавшими своё пре­имущество…».

Но вот когда в октябре 41-го года южнее Мценска танкисты танковой бригады Катукова изрядно потрепали 4-ю танковую ди­визию 2-й танковой группы Гудериана, пытавшуюся взять Тулу, немцы сменили пластинку. В Берлин полетели минорные рапор­ты об абсолютном превосходстве танка Т-34, которого не берут никакие снаряды, о новой тактике русских.

На самом же деле все было проще и прозаичней. Нашелся и у нас, наконец-то, один толковый танковый командир, в данном случае Катуков, который использовал непозволительные про­счеты командира 4-й танковой дивизии генерал-майора В. фон Лангемана унд Эрленкампа, позволившего атаковать в походном строю. Панцеры понесли значительные потери, хотя у них было достаточно средств для организации надежной противотанковой обороны: 50-мм пушки Pak-38, 88-мм зенитные пушки, корпусные орудия. Чтобы не признавать свои ошибки, генералы свалили свою вину на «ужасные» русские «чудо-танки».

В ноябре 1941 года на фронт прибыла специальная комис­сия с целью изучения новых типов советских бронированных ма­шин. Результаты, полученные ей, способствовали ускорению ра­бот немецких конструкторов над новыми панцерами. Противник, основательно подготовившись к своему летнему наступлению на Курской дуге, выкатил на поле боя свой «звериный» ряд брони­рованных тяжеловесов – «тигры», «пантеры». И первым в этом ряду был «тигр». Не случайно столь ожесточенной была танко­вая битва на Курской дуге. Только в бою у Прохоровки 5-я танко­вая армия Ротмистрова потеряла 70 процентов машин.

ТРУДОВОЙ ПОДВИГ КАЗАХСТАНЦЕВ

В Казахстане не было танковых заводов. Но было то, без чего ни один танк не сделаешь. Гитлер не раз упрекал сво­их генералов в незнании экономики войны. Когда после взятия Смоленска до Москвы оставалось совсем ничего, а фюрер во­преки логике приказал танковой группе Гудериана повернуть на юг, многие из его окружения восприняли это решение за очеред­ную блажь. А его маневр на юг был с дальним прицелом – от­резать от страны промышленные районы Донбасса, а также Никопольско-Криворожский железорудный бассейн, обеспечива­ющий на 90 процентов поставки марганца, без которого танко­вая броня – не броня, а простое железо. В отличие от Советского Союза Германия не имела природных запасов металлов, необхо­димых для производства броневой стали. Например, железная руда экспортировалась морем из Швеции, а никель исключитель­но с севера Финляндии.

В начале октября 41-го советские войска оставили Запорожье и центр бассейна – Никополь. Три года спустя, когда наши уже вовсю изгоняли врага со своей территории, немцы зу­бами цеплялись за Никопольский плацдарм, одновременно от­правляя в Германию драгоценный марганцевый концентрат.

Черная металлургия Советского Союза, по сути, встретила 1942 год с мизерными запасами марганцевого сырья. Это была катастрофа. Ведь немецкий бросок на Кавказ лишил военную кузницу Урал и чиатурского марганца. Это была катастрофа. И тогда сам Сталин обратился ко всем геологам Союза с просьбой: во что бы то ни стало найти марганец.

Первым со своим предложением откликнулся дирек­тор только что открывшегося Казахского Института геологиче­ских наук Каныш Сатпаев. Еще в тридцатых годах, ведя развед­ку на флюсы для Карсакпайского медьзавода, он обнаружил в Центральном Казахстане поверхностные появления богатых по содержанию браунитовых (марганцевых) руд. И как только из Москвы было подтверждено, что месторождение действитель­но подходит для промышленного освоения, буквально на голом месте ударными темпами (за 38 дней) Наркомчерметом СССР был создан крупный марганцевый Джездинский рудник. Это был трудовой подвиг, но такие подвиги были в войну обыденностью. Бытует легенда, что каждый вечер, ровно в девять, директору рудника Михайлову звонил сам Сталин и спрашивал, сколько тонн драгоценной руды отгружено сегодня? Всего с 1942 по 1996 год в Жезды было добыто 586 809 тонн марганцевой руды.

«Редкие металлы, – объяснял в разосланном по всем фрон­товым газетам «Письме фронтовикам-казахстанцам» в конце 1942 года Сатпаев, – молибден, вольфрам и другие, извлекае­мые из казахстанских руд, вы уже ощущаете сейчас в ваших ру­ках в броне танков, в стволах артиллерийских орудий, в корпусах военных судов, самолетов, пулеметов и винтовок. Каждые девять пуль из десяти, которыми вы «угощаете» фашистов, отлиты из казахстанского свинца».

P.S. На этот раз на свидание с «тридцатьчетвер­кой» на Поклонной горе я пришел не с пустыми руками. И хотя музейные правила не позволяют оставлять на экс­понатах посторонние предметы я, прицелившись, бросил из-за ограждения на зеленую броню танка букет тюль- панов. Он упал как раз на задраенный люк механика-водителя. В мае 45-го так делала вся благодарная Европа.

Категория: Пламя Победы. Том 1. | Добавил: Людмила | Теги: Сергей Борисов
Просмотров: 752 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Нас считают
Теги
Поиск
Copyright Журнал "Нива" © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz