В СТАЛЬ ОДЕТЫЙ И ОБУТЫЙ
Сергей БОРИСОВ. СВИДАНИЕ С КАЗАХСТАНСКИМ ТАНКОМ НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
На открытой площадке бронетехники Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе выставлено много военной техники. Мое внимание привлек средний танк Т-34-76, еще первых выпусков, с короткой пушкой, узкой башней-пирожком, на которой была надпись белыми буквами: «От рабочих Казахстана», и знаком «Гвардия». Захотелось побольше узнать об этом танке. Где он воевал, что известно о его экипаже, какие пути-дороги привели его сюда на Поклонную гору?
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
Работники музея выдали мне об этом экспонате совсем коротенькую справку. Танк этот в ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области огнем и гусеницами уничтожил 100 гитлеровских солдат. (Ох, уж эти печальной памяти Новосокольники, Великие Луки, Невель! Здесь, на Псковской земле полегло немало казахстанцев. Здесь сложили свои головы две славные казахские девушки – Маншук Маметова и Алия Молдагулова.) При преследовании отходящего врага под танк были брошены две противотанковых гранаты. От взрыва звенья одной из гусениц разорвались, и танк по инерции занесло на лед замерзшего озера Жарки. Лед не выдержал 26– тонной машины, и она пошла на дно. Экипаж, к счастью, успел не только покинуть машину, но и забрал с собой крупнокалиберный пулемет.
В октябре 1998 года силами администрации Новосоколь- нического района, коллектива управления «Верхневолжские нефтепроводы» и сотрудников поисковых отрядов танк был поднят со дна озера с шестиметровой глубины. Реставрационно- восстановительные работы были проведены в НИИ Министерства обороны РФ. 29 апреля 1999 года Т-34 главой администрации г. Новосокольники В. Никитенко был торжественно передан в дар музею Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Мне удалось связаться по телефону с бывшим уже теперь мэром. Как оказалось, он сам исследует историю партизанского движения на Псковщине, поэтому друг друга мы поняли с полуслова.
Осенью 42-го года советское командование спланировало Великолукскую операцию, неофициально названную «маленьким Сталинградом». Ее цель, как и печально знаменитой Ржевско- Сычевской, состояла в том, чтобы ввязаться с немцами в бои и не дать им перебросить под Сталинград дополнительные силы для деблокады попавшего в окружение Паулюса, к которому уже спешил Манштейн. Наше командование не без оснований сильно опасалось, что 6-я армия может выскользнуть из котла. За овладение Великими Луками шли ожесточенные кровопролитные бои. Отличившихся солдат немцы награждали специально изготовленными медалями.
Танк Т-34-76, о котором идет речь, принимал участие в трехдневных боях в районе озера Жарки и принадлежал 7-му танковому полку 34-й мехбригады, приданной 3-й ударной армии под командованием генерала Галицкого, прибывшей с Калининского фонта. Это было редкое по тем временам гвардейское соединение.
Танк, провалившийся под лед, не такой уж редкий случай в годы войны. Некоторые из них, если позволяли условия, после боя быстро вызволяли из водяного плена, подсушивали, меняли аккумуляторы и ставили в строй. О нашей «тридцатьчетверке», покоившейся на дне болота, местные жители вспомнили более полувека спустя. Следует сказать, что извлечение из болота танка, замурованного долгие годы в иле, представляет довольно сложную техническую задачу.
Когда танк вытащили на берег, он напоминал огромный ком грязи. Как только брандспойтами чуть отмыли его башню, на ней отчетливо проявилась надпись «От рабочих Казахстана». Так что о никакой подставе не могло быть и речи, особо подчеркнул Николай Васильевич.
Конечно, и самим поисковикам очень хотелось побольше узнать об этом танке: кто на нем воевал, из каких мест призывался экипаж? Какова дальнейшая судьба гвардейцев? Были ли в 7-м полку другие танки с такой надписью? К сожалению, большинство этих вопросов так и остались без ответа – уж слишком много времени прошло с той поры. Правда, удалось узнать, что командиром машины и всего танкового взвода был недавний выпускник училища лейтенант Насип Тухватчин (скорее всего, татарин по национальности). После этого он еще несколько раз горел в танке, но остался жив, день Победы встретил в Софии в звании подполковника. К сожалению, к тому времени, когда тридцатьчетверку извлекли из болота, танкиста уже не было в живых.
Эпопея с этим танком запомнилась Н. Никитенко еще и потому, что серьезные виды на боевую машину, извлеченную из болота, имели и «черные следопыты». Это были серьезные конкуренты, люди нахрапистые, со связями и ради наживы готовые на все. За обладание редким раритетом времен войны, к тому же прекрасно сохранившимся, развернулась настоящая война: еще бы, за границей, куда тридцатьчетверку хотели переправить, коллекционеры были готовы выложить миллион долларов. Так что и последний свой бой тридцатьчетверка выдержала с честью, иначе она не оказалась бы на Поклонной горе.
ИМЕННЫЕ ТАНКИ
Большинство советских людей в годы войны жили на грани возможного. Все было подчинено главному закону того времени «Все для фронта, все для Победы!». Уже в самом начале войны по стране развернулось движение по безвозмездной передаче личных средств в помощь фронту. Это могли быть личные сбережения отдельных граждан или деньги, собранные работниками предприятий и колхозов, жителями населенных пунктов и регионов. Это могло быть и свадебное кольцо, и передающиеся из поколения в поколение бабушкины сережки, и припрятанные на черный день советские червонцы, и отведенный на бойню годовалый бычок.
Чаще всего покупались танки, иногда целые танковые колонны. Одна «тридцатьчетверка» стоила тогда 180–210 тысяч рублей, самолет дороже. Прямо на заводе оружие передавалось в руки самых опытных бойцов, иногда земляков тех, кто эти деньги передавал. Одним из инициаторов патриотического движения был колхозник-пасечник из Саратовской области Ферапонт
Головатый, который на вырученные от продажи выданного в качестве натуроплаты меда (с мешком денег явился на авиационный завод) купил истребитель Як-1. А потом, когда машина износилась в боях, купил самый совершенный ястребок Як-3. Инициатива пасечника была одобрена самим Сталиным. (Вот и поверь теперь, что колхозники были нищими.)
Сбором денег была охвачены вся страна, даже дети. Шестилетняя Ада Занегина мечтала купить куклу и накопила для этого по копеечке 122 рубля 25 копеек, а потом отдала их на танк. Ее письмо, написанное печатными буквами, опубликованное в газете «Омская правда» в 1942 году, брало за душу: «Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка».
Ежедневно газета помещала письма детей, отдавших свои «кукольные» сбережения на свой танк. Ада хотела, чтобы на «Малютке» воевал её отец-танкист. Но механиком-водителем боевой машины Т-70 стала женщина Екатерина Петлюк, старший сержант 56-й танковой бригады, которая повела его в первый бой под Сталинградом в ноябре 1942 года.
Артист Яхонтов на свои собственные средства купил танк и назвал его в честь своего кумира «Владимир Маяковский». Сейчас в это трудно поверить, но именной была и танковая колонна «Лембиту», названная в честь легендарного героя эстонского народа и построенная на средства эстонских граждан.
Не остались в стороне от этого движения и казахстанцы всех возрастов и достатков. Так, пионеры одной из школ города Уральска собрали деньги на строительство танка «Пионер Казахстана». Осенью 41-го года в республике начался сбор денег для строительства танковой колонны имени ВЛКСМ. В итоге уже зимой 1942 года сорок пять новеньких именных «тридцатьчетверок» на фронте громили врага.
А всего за годы войны казахстанцы внесли почти полмиллиарда рублей, на которые был построены танки, торпедные катера, авиаэскадрильи!
К сожалению, лаконичная надпись на башне танка «От рабочих Казахстана» не позволила определить более точно,
кто были эти дарители – рыбаки Балхаша, шахтеры Караганды, медеплавильщики Балхаша. А может быть, эта безымянность не случайна, а вполне задумана ее авторами? К чему лишние слова, к чему лишняя афишизация поступка, если Родина в опасности! Просто, ясно и надежно: «От рабочих Казахстана».
ЛЕГЕНДЫ О ЧУДЕ-ТАНКЕ
Известно выражение Уинстона Черчилля о том, что в период Второй мировой войны было создано три выдающихся образца вооружений: английская пушка Браунинг, немецкий самолет Мессершмитт-190 и советский танк Т-34. Вермахт встретился в бою с новыми советскими танками КВ и Т-34 в первые же дни войны. Еще в июле главный немецкий танковый бог Гудериан лично осмотрел один Т-34, застрявший в болоте.
Наша «тридцатьчетверка» тогда не произвела на немецких танкистов должного впечатления. Оценка, выставленная им нашей машине, была уничижительна, впрочем, чего можно было ожидать другого от генерала вермахта образца 41-го года, упоенного легкими ошеломляющими победами. Гудериан утверждал, что «…советский танк «Т-34» является типичным примером отсталой большевистской технологии. Он не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказавшими своё преимущество…».
Но вот когда в октябре 41-го года южнее Мценска танкисты танковой бригады Катукова изрядно потрепали 4-ю танковую дивизию 2-й танковой группы Гудериана, пытавшуюся взять Тулу, немцы сменили пластинку. В Берлин полетели минорные рапорты об абсолютном превосходстве танка Т-34, которого не берут никакие снаряды, о новой тактике русских.
На самом же деле все было проще и прозаичней. Нашелся и у нас, наконец-то, один толковый танковый командир, в данном случае Катуков, который использовал непозволительные просчеты командира 4-й танковой дивизии генерал-майора В. фон Лангемана унд Эрленкампа, позволившего атаковать в походном строю. Панцеры понесли значительные потери, хотя у них было достаточно средств для организации надежной противотанковой обороны: 50-мм пушки Pak-38, 88-мм зенитные пушки, корпусные орудия. Чтобы не признавать свои ошибки, генералы свалили свою вину на «ужасные» русские «чудо-танки».
В ноябре 1941 года на фронт прибыла специальная комиссия с целью изучения новых типов советских бронированных машин. Результаты, полученные ей, способствовали ускорению работ немецких конструкторов над новыми панцерами. Противник, основательно подготовившись к своему летнему наступлению на Курской дуге, выкатил на поле боя свой «звериный» ряд бронированных тяжеловесов – «тигры», «пантеры». И первым в этом ряду был «тигр». Не случайно столь ожесточенной была танковая битва на Курской дуге. Только в бою у Прохоровки 5-я танковая армия Ротмистрова потеряла 70 процентов машин.
ТРУДОВОЙ ПОДВИГ КАЗАХСТАНЦЕВ
В Казахстане не было танковых заводов. Но было то, без чего ни один танк не сделаешь. Гитлер не раз упрекал своих генералов в незнании экономики войны. Когда после взятия Смоленска до Москвы оставалось совсем ничего, а фюрер вопреки логике приказал танковой группе Гудериана повернуть на юг, многие из его окружения восприняли это решение за очередную блажь. А его маневр на юг был с дальним прицелом – отрезать от страны промышленные районы Донбасса, а также Никопольско-Криворожский железорудный бассейн, обеспечивающий на 90 процентов поставки марганца, без которого танковая броня – не броня, а простое железо. В отличие от Советского Союза Германия не имела природных запасов металлов, необходимых для производства броневой стали. Например, железная руда экспортировалась морем из Швеции, а никель исключительно с севера Финляндии.
В начале октября 41-го советские войска оставили Запорожье и центр бассейна – Никополь. Три года спустя, когда наши уже вовсю изгоняли врага со своей территории, немцы зубами цеплялись за Никопольский плацдарм, одновременно отправляя в Германию драгоценный марганцевый концентрат.
Черная металлургия Советского Союза, по сути, встретила 1942 год с мизерными запасами марганцевого сырья. Это была катастрофа. Ведь немецкий бросок на Кавказ лишил военную кузницу Урал и чиатурского марганца. Это была катастрофа. И тогда сам Сталин обратился ко всем геологам Союза с просьбой: во что бы то ни стало найти марганец.
Первым со своим предложением откликнулся директор только что открывшегося Казахского Института геологических наук Каныш Сатпаев. Еще в тридцатых годах, ведя разведку на флюсы для Карсакпайского медьзавода, он обнаружил в Центральном Казахстане поверхностные появления богатых по содержанию браунитовых (марганцевых) руд. И как только из Москвы было подтверждено, что месторождение действительно подходит для промышленного освоения, буквально на голом месте ударными темпами (за 38 дней) Наркомчерметом СССР был создан крупный марганцевый Джездинский рудник. Это был трудовой подвиг, но такие подвиги были в войну обыденностью. Бытует легенда, что каждый вечер, ровно в девять, директору рудника Михайлову звонил сам Сталин и спрашивал, сколько тонн драгоценной руды отгружено сегодня? Всего с 1942 по 1996 год в Жезды было добыто 586 809 тонн марганцевой руды.
«Редкие металлы, – объяснял в разосланном по всем фронтовым газетам «Письме фронтовикам-казахстанцам» в конце 1942 года Сатпаев, – молибден, вольфрам и другие, извлекаемые из казахстанских руд, вы уже ощущаете сейчас в ваших руках в броне танков, в стволах артиллерийских орудий, в корпусах военных судов, самолетов, пулеметов и винтовок. Каждые девять пуль из десяти, которыми вы «угощаете» фашистов, отлиты из казахстанского свинца».
P.S. На этот раз на свидание с «тридцатьчетверкой» на Поклонной горе я пришел не с пустыми руками. И хотя музейные правила не позволяют оставлять на экспонатах посторонние предметы я, прицелившись, бросил из-за ограждения на зеленую броню танка букет тюль- панов. Он упал как раз на задраенный люк механика-водителя. В мае 45-го так делала вся благодарная Европа.
|