БИТВА ТИТАНОВ
Летним августовским днем 70 лет с лишним лет назад полыхали поля под Курском – здесь происходило самое крупное за всю Вторую мировую войну танковое сражение, в котором с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий.
Курская битва, которая продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года, не только похоронила гитлеровскую операцию «Цитадель», но и завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Об этом сражении, в котором с обеих сторон участвовали более тысячи двухсот (!) танков, написано немало, ведь это была самая крупная танковая битва ХХ века. И все же никому не удалось да, наверное, и не удастся передать, как это было страшно и неповторимо: тысячи погибших, сгоревших, разорванных в клочья пулями, снарядами, бомбами. Искореженная техника, погубленная земля, на которой после сражения, десятилетия спустя, даже трава не росла!
КРАХ ОПЕРАЦИИ «ЦИТАДЕЛЬ»
Елена БРУСИЛОВСКАЯ
Потерпев поражение под Сталинградом, Гитлер решил взять реванш во время летней кампании. План операции, получившей кодовое название «Цитадель», сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу.
Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тысяч человек, около 10 тысяч орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «фердинанд», самолеты-истребители «Фокке-Вульф- 190-А» и штурмовики «Хейнкель-129».
– Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер, – рассказывает участник тех боев, гвардии полковник в отставке Леонид Гирш. – Перед тем, как немцы перешли в наступление, они забросали наши позиции листовками с обещанием устроить русским солдатам «кровавую баню».
Командование Воронежского фронта поставило перед пятой гвардейской танковой армией, в составе которой и служил офицером связи Леонид Юзефович, четкую задачу – измотать силы противника. А сделать это было не просто, одни только названия дивизий СС звучали устрашающе – «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер», «Великая Германия».
– Помню, жара в это лето стояла необыкновенная, к танковой броне нельзя было прикоснуться – она обжигала, словно раскаленный утюг. Проселочные дороги, где в мирное время не разъехались бы и две телеги, превратились в магистральные грунтовые шоссе, по которым в плотном облаке пыли бесконечным потоком шли к фронту машины и танки. Вы знаете, мне никогда раньше не доводилось видеть столько танков, орудий и машин. На дороге стояли регулировщицы с красными флажками, они четко направляли технику, чтобы не происходило путаницы, – продолжает рассказ Леонид Юзефович. – И хотя наша бригада совершала марш под плотным прикрытием истребительной авиации и зенитной артиллерии, немцы постоянно атаковали нас с воздуха. Это были очень жестокие налеты, кто не пережил их, тот не знает, что такое война.
Представьте – сначала высоко в небе появлялся одинокий самолет-разведчик, который неторопливо этакой воздушной стрекозой проплывал на большой высоте, достать его огнем зенитных батарей было невозможно. Но это был обманно-мирный полет, потому что минут через 10–15 с неба пикировали «юнкерсы», которые сбрасывали на маршевую колонну десятки бомб. Они летели вниз с диким воем и свистом. Кроме того, для усиления эффекта немцы снабжали эти бомбы специальными сиренами. Потом наступал черед «мессеров». Те проносились над дорогой на бреющем полете и расстреливали из пулеметов все, что находилось на шоссе и по обочинам.
– Но надо сказать, что к тому времени наши зенитки и истребители уже быстро расправлялись с немецкими самолетами – на моих глазах горел и взрывался в воздухе не один немецкий самолет, – говорит Леонид Гирш.
Когда бойцы прибыли на место, сразу, без передышки они начали копать копониры – это такие укрытия для танков и машин. Но только успели вонзить лопаты в землю, новый приказ – совершить стокилометровый марш и сосредоточиться на правом берегу реки Псел, в районе деревни Прохоровки. Немцы пробивались на Обоянском направлении, но там им прорваться не удалось, и тогда они сменили направление главного удара, решив идти через Прохоровку на Курск.
– Мы кочевали по боевому пространству, латая стыки между пехотными частями, врезались в контратакующие цепи немцев и вновь возвращались назад, – вспоминает Леонид Гирш.– Бои шли днем и ночью, обстановка менялась ежеминутно, в такой обстановке протянуть нитку полевого телефона не представлялось возможным, поэтому полевой телефон заменяли мы, офицеры связи. Под огнем, по пронизанному пулями и снарядами бездорожью пробирались мы на командные и наблюдательные пункты батальонов, дивизионов, рот и батарей, передавали приказы командира бригады, уточняя задачу по карте или прямо на местности.
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Когда танковое сражение было в разгаре, командарм приказал ввести в стык, куда устремилась немецкая дивизия «Адольф Гитлер», 55-й танковый полк бригады, в которой воевал Леонид Гирш.
– Командир нашего полка подполковник Гольдберг поставил бронебойщиков на холмах, а танки спрятал в лощинах. Поэтому местность впереди просматривалась как бы из-под навеса. Все это происходило около безымянной высоты южнее Прохоровки, куда во что бы то ни стало стремился прорваться противник.
Перед высотой горели немецкие танки, а мотопехота, рассеянная нашим огнем, беспорядочно отступала. Казалось, перевес был на нашей стороне. Но внезапно из-за высоты выползли вражеские машины. Их борта были буквально облеплены автоматчиками. И танков немецких оказалось больше. Мы вынуждены были отойти на исходные позиции. Сражение длилось до поздней ночи. А ночью получен новый приказ – прижать немцев к Северскому Донцу. И когда мы заняли новую позицию на окраине села Авдеевки, на нас вновь поползли немецкие танки. Стало очевидным, что противник вводит в сражение главные силы – мы оказались отрезанными от своих.
Я получил приказ добраться до комбрига и доложить, что без поддержки авиации наш отряд не продержится. Мигом вскочил в машину, и мы с моим водителем Василием Степановичем Захарченко помчались по полевой дороге. А она была вдрызг размолочена, изрыта воронками, загромождена перевернутыми, изуродованными бронетранспортерами и догорающими грузовиками. Я знал, что неподалеку, на правом фланге, дрались гвардейцы 11-й бригады. Казалось, мне в лицо бьет палящее дыхание этого боя.
Неожиданно – я даже ничего не успел сообразить – наш бронеавтомобиль резко рванулся вперед. Я выпал из сидения и больно ударился головой об ящик с гранатами. Когда выбрался из машины – замер от страха, увидев рядом огромную глубокую воронку. Попади туда на полной скорости, с которой мы неслись, не разбирая дороги, не быть бы нам живыми.
Я огляделся. Кругом – ни одного целого здания. Мы вроде на каком-то полевом стане. Прямо на земле лежали раненые, человек двадцать, их буквально запихивали в санитарную машину, потому что места в ней было мало. Тут ко мне подбежала невысокая стройная женщина, подпоясанная офицерским кожаным ремнем.
– Кострикова Евгения Сергеевна, военфельдшер 54-го танкового полка, – представилась она.
Я поделился с ранеными водой, бинтами, хотел отдать и сухари с тушенкой.
– Спасибо, дорогой, – сказала Евгения Сергеевна, – бинты, конечно, возьму, а тушенку и сухари оставьте себе, не до того сейчас моим раненым. Будешь проезжать по тылам бригады, загляни в медсанбат, передай капитану: пусть пошлет хотя бы две- три машины. Ну, счастливо, братское спасибо! Может, еще увидимся…
Ее просьбу я исполнил, а в медсанбате узнал, что встретился на поле боя с дочерью Сергея Мироновича Кирова, ведь его настоящая фамилия была Костриков. На обратном пути я не застал Евгению Сергеевну, она была тяжело ранена и отправлена в полевой госпиталь. Однако мы еще не раз встречались с ней на военных дорогах. Там, на Курской дуге, Евгения Сергеевна спасла жизнь 27 танкистам. Некоторых выносила из горящих машин. Награжденная орденом Красной Звезды, после госпиталя она вернулась в корпус и прошла с ним до победного мая 1945 года, закончив войну в Чехословакии. Я выполнил и приказ своего командира, добравшись до комбрига, а тот, в свою очередь, приказал – на занятом рубеже держаться во что бы то ни стало, – вспоминает те дни Леонид Юзефович. …И они держались, не жалея себя, теряя друзей и все боль- ше приближаясь к старинному русскому городу Белгороду, которому тоже суждено было войти в историю – в августе 1943 года в Москве в честь освобождения Орла и Белгорода прогремел первый победный салют. В ходе Курской битвы было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тысяч человек, 1500 танков, 3 тысячи орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тысяч советских воинов – участников битвы на Огненной дуге были награждены орденами и медалями.
|