Воскресенье, 28.05.2017
Памяти Владимира Гундарева
Меню сайта
Категории раздела
Конкурс на лучший короткий рассказ 2010 [25]
Наше творчество [39]
Здесь вы, посетители сайта, можете опубликовать свои произведения
Конкурс "Мой родной дом" [20]
Памяти Владимира Романовича Гундарева 19 июля 2014 г. - 70 лет со дня рождения
Форма входа
Наш опрос
Что вы думаете о русской литературе в Казахстане?
Всего ответов: 243
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Литературный дом Алма-Ата

  • Облако тегов
    Поиск
    Translate the page
    Главная » 2010 » Август » 20 » Пикник на обочине Шелкового пути
    21:43
    Пикник на обочине Шелкового пути
    … Вы бывали, когда ни-будь в казахской юрте? С виду столь легкомысленное сооружение, отличается, тем не менее, целым рядом положительных характеристик. Которые, говорят в пользу, столь кажущейся легкомысленности, сего объекта. И в самом деле: посреди бескрайней казахской степи, в сорокаградусную жару, находясь в юрте, вы совершенно не ощущаете дискомфорта. Напротив, даже некоторую прохладу. И пока гостеприимные хозяева угощают вас вкуснейшим бешбармаком, каурдаком, кумысом и прочими не менее достойными представителями степной кухни, у вас есть время осмотреться:
    Само устройство юрты, как и все гениальное, довольно просто. Набор двухметровых планок, потом еще дополнительные планки с изгибом на конце для крыши, деревянное кольцо- круг, дверная коробка. Самое основное это кошма, по-русски если сказать, то это обычный войлок. (Из него еще делают валенки), в основе её овечья шерсть. Только раскатанная в плотный лист. И этими самыми листами кошмы и оборачивается вся юрта.
    Установка юрты занимает некоторое время. Первым делом планки для сборки стены связываются в определенном порядке: крест-накрест. Создается своего рода длинная и упругая деревянная лента. Есть даже некоторые нюансы её сборки: для небольших юрт собирается четырех рядная схема, побольше это уже 6-ти рядная или даже 8-ми рядная конструкция. Все планки в местах пересечения обвязываются сыромятными кожанными ремешками. Потом вся эта сборка ставится вертикально и сворачивается в виде большого кольца, Это называется «кереге», боковая стена юрты. Оба конца ее подвязываются к дверной коробке. Посредине будущей юрты встает самый высокий и поднимает на палке деревянный круг-кольцо «шанырак». В него, помощники-сборщики вставляют снаружи дополнительные планки с изгибом на конце. Загнутым и острым концом эти планки втыкаются в просверленные отверстия в ободе «шанырака», а другим концом устанавливают на верхний край стены «кереге». Таким образом, формируется и устанавливается крыша юрты, которую называют «уык». Практически весь каркас юрты уже готов, остается её приодеть и укрепить, придать жесткость каркасу. И опять же природная смекалка дает о себе знать, ни одного металлического соединения, никаких гвоздей или шурупов. Все только свое и своими же руками сделанное. Простые веревки, связанные из овечьей шерсти и сыромятные кожаные ремешки. Голый каркас юрты жестко стягивают веревками по внешней окружности. Уык - крыша, также дополнительно подвязывается, каждая планка к перекрестью планок стены – кереге. И вот теперь настает очередь кошмы. Квадратные и плотные листы по бокам свешиваются сверху вниз, и оборачивают всю юрту. Для крыши идут листы уже трапециевидной формы, По кругу, один за другим их выкладывают вокруг центра всей юрты «шанырака». Уложенные листы кошмы еще раз поверх обтягивают веревками, а самый верх юрты «шанырак» накрывается в последнюю очередь, отдельным куском рукотворной ткани под названием «тундук». Не забываем и об удобствах внутреннего оформления, весь пол внутри юрты также застилается толстой кошмой.
    Ну и помимо всего, есть еще праздничный наряд для юрты, это когда в праздничный день юрта наряжается во все белое, ну это уже так, к слову.

    Если смотреть с инженерных позиций на саму конструкцию и убранство юрты, то еще раз поражаешься гениальности конструкторов из народа, тех неведомых изобретателей, чье детище за несколько столетий практически не изменилось. И в самом деле: жесткость конструкции позволяет ей стоять под степными ветрами и в июльскую жару и в жгучие декабрьские морозы. Сам войлок, как известно, довольно таки теплонепроницаем и влаготруднопроходим. Хитроумная система вентиляции, позволяет поддерживать оптимальную температуру и доступ свежего воздуха. С теневой стороны стеновой полог немного приподнимается и подворачивается, потом подвязывается веревочкой и пожалуйста: естественная конвекция воздуха. Не стоит забывать и о роли главного «вентилятора» и по совместительству «осветителя» - шанырака. Приоткрыв полог «тундука» можно обеспечить необходимую степень освещенности и вентиляции. Вобще-то: раньше в центре юрты был еще и очаг, и шанырак служил еще и дымоходом. Что позволяло готовить пищу прямо в юрте, а зимнее время сохранять и поддерживать необходимую температуру. Но сейчас это не актуально, обычная буржуйка даст сто очков вперед, хотя за отсутствием таковой, всегда можно вернуться к дедовским методам. Еще к достоинствам нашего рукотворного домика- юрты можно отнести его мобильность. Юрта собирается и разбирается за считанные часы, а потом вязанку палочек-планок и реек совместно с плотно упакованным баулом кошмы можно спокойно увезти, на доступном транспорте. Для перевозки небольшой юрты в старые времена хватало одного верблюда, ну а сейчас можно просто закинуть тюки в кузов пикапа…
    …Когда едешь по степи, когда жара уже в печенках, когда хочешь пить, а нечего. И ты не знаешь, куда ты едешь и зачем. Ты воспаленным взором видишь в степи несколько непонятных точек, при приближении, которые оказываются юртами. Первым делом тебя встречают собаки, они молча бегут около тебя, как бы сопровождая до стана. Потом хозяин подаст команду и собаки безмолвно исчезнут. Тебя встретят как дорого гостя, дадут умыться и напоят водой. Уже чуток попозже, когда ты, несколько освеженный, сидишь на почетном месте в юрте и пьешь кумыс, женщины приносят угощение, ты насыщаешься. Вот тогда и начинается разговор. О чем, да ни о чем. О немудреном житье бытье, о деньгах и политике, о ценах на зерно, бензин и на соль.
    А потом достается домбра, и хозяйская дочка начнет петь. Как и триста лет назад, и двести и пятьсот, над степью несется нежный девичий голос, поющий о родной земле, имя которой Казахстан...

    Опять я, как всегда для вас, Николай aka kraft-cola.
    19 августа 2010 г.
    Р.С. На государственном гербе Казахстана изображен именно «шанырак», как символ очага, единства народа, семьи и государства.

    Просмотров: 517 | Добавил: kraft-cola | Теги: казахстан, юрта казахская, родина, Традици | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Нас считают
    Наши комментарии
    Спасибо большое. Я очень рада! Спасибо руководителям сайта за возможность дарить стихи!!!

    Спасибо, Надежда. понравилось. Как это знакомо...

    На свете ничего не возвратить назад..Увы!..Как здорово у вас все это подмечено..Понравилось..Мое..и как у меня..(про живу..))

    Спасибо!

    Спасибо, хорошее стихотворение.

    Где-то читал, что талантов у нас пруд пруди, всех невозможно
    перечислить.
    Заблуждение, однако. 
    Поэт – явление весьма редкое, парадоксальное, противоречивое.
    За дар слова надо дорого платить – жизнью, каторгой,
    судьбой.
    Среди разрухи, убожества, предательства увидеть чистыми
    глазами ребёнка
    первозданную красоту природы, «тронуть трепетные струны
    человеческой души».
    Владимир Гундарев не успел допеть до конца свою песню о
    любви.
    Теперь будем по воспоминаниям современников, как из мозаики,
    складывать его образ.
    Читатель Егор Дитц поделился с нами сокровенным, получилась
    интригующая история.
    По крайней мере, не шаблон. Оказывается, писатели приезжали
    и выступали прямо на
    заводской площадке. Рабочие знали стихи наизусть. Интересное
    время – советское прошлое!
    Почему всё перечёркиваем и не берём самоё лучшее в нынешнюю
    жизнь?
    На всех каналах телека – реклама и еда, будто страшная
    голодуха в стране. Стихи читайте,
    господа, почаще для похудения и профилактики скудоумия.
    Талл.

    Два четверостишия показались мне достойными внимания:

    Любимый, словнобабочка, у сердца вьётся,
    Да в руки взять никак не удаётся,
    Верь, то, что можно подержать в руках,
    Уже обратно сердцем не берётся.
     ...
    Сарказм убогий
    множества мужчин,
    Как он легко под женским взглядом тает!
    Благоразумие легко его сменяет,
    Ведь для сарказма нет уже причин…

    По-моему - хорошо и изящно!


    Людмила, здравствуйте! Кажется, в 1981 году  по путёвке Союза писателей  мы с Владимиром Гундаревым проводили творческие встречи в городе Темиртау. Приходилось выступать перед самой различной аудиторией: студентами ,школьниками, учителями, инженерами, рабочими, милиционерами и сидельцами, новобранцами и ветеренами. Публика была весьма начитанной и неравнодушной. Честно отработав почти две недели кряду, мы позволили себе отметить такое событие, а потом долго гуляли по насквозь продутому ветрами проспекту Металлургов . Размышляли о смысле жизни, о писательских судьбах, о деятельности литературного объединения«Магнит». Володя был внимательным и чутким собеседником. Он угадывал ростки дарования и бережно относился к людям. Мы поражались мужеству тех, кто воздвиг Казахстанскую Магнитку.
    Когда рухнул Союз, и многие беспомощно барахтались  среди хаоса, В.Р.Гундарев сумел совершить невозможное – нащупать точку опоры и создать на пустынном  месте остров надежды – русский журнал «Нива», чтобы каждый пишущий, взобравшись то ли на пьедестал, то ли на эшафот мог сказать своё Слово. И я, после потерь, потрясений, разочарований, ухватившись за соломинку, прибилась к зелёному берегу Поэзии, где царили братство, уважение, взаимопонимание. И сам Мастер, попыхивая трубкой, в прошлой жизни то ли капитан, то ли шкипер, то ли бывалый морской волк, вернувшийся из кругосветки, бесконечно выслушивал произведения абсолютных гениев-самородков и указывал на промахи и даже ошибки в правописании. И они смиренно соглашались с ним, отбросив заносчивость, высокомерие, леность. Но где ещё могли согреть  и приютить озябшие души мытарей-поэтов?
    Невозможно свыкнуться с мыслью, что его уже нет. Чувство сиротства ощутили родные и близкие,читатели и авторы. Где-то там, с заоблачных высот, он взирает на суету сует и великодушно прощает всех нас за несусветные поэтические бредни, словно ему одному известно, для чего людям нужны стихи. Глубинная связь с народом ощущается в творчестве Николая Рубцова, Михаила Анищенко-Шелехметского, Владимира Гундарева. Недаром стихотворение «Деревня моя деревянная» стала любимой песней горожан и сельчан. Светлый, добрый талант несёт радость людям. У меня нет кумиров, я не поклоняюсь идолам, но таким поэтам надо ставить памятники на земле. Хочется верить, что появится книга памяти Владимира Романовича Гундарева. Помните, как в своём первом сборнике /1973 г./ он обратился к соплеменникам:
    Есть начало начал – основа.
    А такое простое слово
    и такое мудрое слово
    лишь присниться может во сне, -
    это чувство живёт во мне.
    Только этим прекрасным словом
    можно было назвать его
    это слово – Любовь!.. Любовь…
    В нём земля вместилось и небо,
    и степного цветка колдовство.
    Если б этого слова не было –
    я бы сам придумал его…
    Спасибо всем, кто причастен к поэтическому конкурсу «Мой родной дом»!
    Любовь Усова.

    Класс! очень понравилось! heart

    Наш сайт
    Copyright Журнал "Нива" © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz